За две минуты до того, как погаснут стартовые огни, за две минуты до старта, пока автомобили проходили прогревочный круг, еще была жива надежда на то, что Гран-при США все же состоится в том виде, в котором мы привыкли видеть гонки. Но – увы… Вместо гонки случился фарс. Как и почему вышло, что серьезные люди, имея в распоряжении целых два дня (!!!), так и не сумели решить возникшую проблему? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я предлагаю провести небольшой анализ ситуации и выявить мотивы, двигавшие главными героями нашего сюжета.
Опустим события пятничных свободных заездов и перейдем сразу к исходным данным: шины, которые используют 7 команд из 10, по мнению производителя, не выдержат всей дистанции Гран-при, а их гарантированный ресурс ограничен десятью кругами в нормальном гоночном режиме. Как выяснилось впоследствии, запасной комплект резины, срочно выписанный из Франции, так же не мог выдержать всей дистанции. Возникла ситуация, ставящая весь гоночный уикэнд под угрозу срыва и требующая немедленного решения. Именно этот момент следует считать отправной точкой кризиса. Почему Мишлен не последовал старинной русской традиции оставить все «на авось» и решил во всеуслышание объявить о своей ошибке? Причин, как мне видится, несколько. Проблемы с покрышками возникали в одном-единственном месте трассы – в 13 повороте, где автомобили формулы-1 выезжают на профилированный поворот классического овала Индианаполиса. Особенность поворота состоит в том, что нагрузка на заднюю левую шину здесь особенно велика, зоны безопасности у поворота нет, и потому он является наиболее опасным участком трассы. Что такое разрыв покрышки в этом месте, продемонстрировала тяжелая авария Ральфа Шумахера в прошлом году. Можно представить себе, насколько трудным было решение компании Мишлен признать свои покрышки не подходящими к условиям данного Гран-при, но, скорее всего, там проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что ряд аварий по вине резины станет настоящей катастрофой, потому выбрали меньшее из двух зол. Я не склонен считать, что это явилось намеренной акцией французов с целью сорвать Гран-при и дискредитировать ФИА, поскольку не вижу ни одной возможной выгоды для них, зато негативных сторон – хоть отбавляй. Решить проблему к воскресенью можно было только двумя способами: заменив шины либо уменьшив скорость болидов в 13 повороте. Был еще третий вариант с заменой покрытия, но он отпадал как неосуществимый.
Каким же образом можно было замедлить автомобили на бэнкинге? Все предложенные способы делились на две группы: отвечающие Регламенту и ему не отвечающие. Первую составляли варианты добровольного отказа от борьбы, к которым относились проезд 13 поворота «вполгаза», исключение 13 поворота из круга за счет проезда по пит-лейн и отказ клиентов Мишлен от участия в гонке. Во вторую группу входили принудительные меры к замедлению: штраф за превышение определенной скорости на бэнкинге (только для клиентов Мишлен, разумеется) и строительство шиканы, которая замедляла всех. С заменой шин тоже было два варианта: полная замена всех шин на испанскую спецификацию и смена левой задней покрышки через каждые 10 кругов. Замечу, что соответствующие регламенту «добровольные» варианты имеют существенный недостаток: во всех случаях о какой-либо борьбе не может быть и речи, а гонка автоматически превращается в фарс – трудно иначе назвать подобие гонки, в которой одни едут в полную силу, а другие вполсилы. Есть еще термин «поддавкИ», и он неплохо подходит к данной ситуации. Потом, в случае выбора второго «добровольного» варианта толкучка на пит-лейн в протяжение 73 кругов представляла бы серьезную опасность, особенно во время пит-стопов. Почему же первый вариант был отвергнут командами? Представьте ситуацию: два гонщика из команд-клиентов Мишлен ведут борьбу между собой. Они борются весь круг, но в 13 повороте снимают ногу с педали газа. И рано или поздно догоняющий (или убегающий – нет разницы) подумает: «Если я сейчас добавлю газу совсем чуть-чуть, то отыграю у него сразу секунду». И добавляет. Убегающий видит это и на следующем круге тоже прибавляет на бэнкинге. На следующем круге они прибавляют еще. Потом еще, еще, и уже через несколько кругов оба гонщика идут 13 поворот в полный газ. И я уверен, что ни один менеджер команды не станет тормозить своих пилотов, видя, как его коллеги-конкуренты увеличивают скорость. И рано или поздно чья-нибудь шина не выдержит, и гонщик убьется. Здесь или все едут медленно, или никто – только так. А теперь представьте зрителя: он заплатил несколько российских месячных зарплат, чтобы посмотреть гонку и борьбу, а вместо них видит, как половина машин дружно замедляется каждый круг, и конкуренты обходят их, как стоячих. Или та же половина пелетона черепашьим ходом гуськом пробирается по пит-лейн - как раз в том месте, где машины остальных американских серий проносятся на скорости за 300 км/ч. Возможно, это справедливо по отношению к тем, у кого с шинами все в порядке, но справедливо ли по отношению к зрителям? Согласятся ли они платить за это деньги? Ага, вот именно.
Причина, по которой ФИА отвергла вариант с заменой шин на испанскую спецификацию, понятна – несоответствие Регламенту. Если бы команды все же заменили покрышки, их ждало бы наказание, но какое – никто не мог сказать точно. Естественно, боссы команд не могли согласиться выставить машины на старт, когда через несколько кругов их машины сняли бы с гонки решением стюардов. Почему наказание должно было быть жестким? Потому, что если бы ФИА решилась бы на относительно мягкое наказание вроде проезда по пит-лейн, это создало бы прецедент, благодаря которому в будущем команды смогли бы использовать разные комплекты резины на квалификацию и гонку ценой столь незначительного штрафа. Исходя из этого, командам светили серьезные санкции вроде аннулирования результата, передвижения в итоговом протоколе на N позиций назад или чего-то в этом роде. Правда, весьма забавно представлять себе, каким образом можно четырнадцать из двадцати элементов списка передвинуть назад, скажем, на 10 позиций. Та же ситуация и с заменой шины каждые 10 кругов. В протяжении 73 кругов клиентам Мишлен пришлось бы сменить 7 (!) комплектов резины, что превышает максимально допустимое число, определенное Регламентом, и, кроме того, команды должны были бы представить веские причины к замене покрышки, что едва ли возможно без очевидных повреждений шины. И в обоих случаях дамокловым мечом висела вероятность того, что любая из команд-клиентов Бриджстоун могла постфактум подать протест и добиться пересмотра результатов гонки, вплоть до аннулирования. Свести такую вероятность к нулю регламентными способами невозможно. И в этом случае, и во всех остальных могло помочь только согласие всех команд на использование указанных мер, но по каким причинам его не достигли, речь пойдет ниже.
Теперь обратимся к двум «принудительным» вариантам. Первый предложила ФИА: установить на болиды клиентов Мишлен датчики, которые будут фиксировать скорость, и штрафовать пилота, если он превысит определенное значение, установленное Мишлен. Второй предложила другая сторона: построить шикану в 13 повороте, которая разрежет длинный скоростной изгиб на два участка и не допустит прохождения бэнкинга на высокой скорости. Примечательно то, что оба варианта содержат нарушение регламента. В первом случае пилот получает штраф, не нарушая правил – спортивный регламент не накладывает ограничений на скорость в нормальном гоночном режиме. Формально любая команда могла бы потом подать протест и оспорить результаты Гран-при. Второй вариант предполагал изменение конфигурации трассы, не предусмотренное регламентом. Это ставит гонщиков всех команд в равные условия, но одновременно приносит целый ворох проблем, среди которых изменение длины круга, омологация новой конфигурации, проверка на безопасность, необходимость проведения дополнительных тестовых заездов и так далее.
Мнение 9 команд: несмотря на все отрицательные моменты, вариант с шиканой – единственный из всех обеспечивал реальную борьбу двадцати машин на трассе (а не шести, как получилось). Правда, в случае инсталляции шиканы нарушался регламент, но это тоже решаемо. История помнит случаи изменения регламента по просьбе команд – например, запрет на командную тактику и последующее ее разрешение с некоторыми оговорками в 1998-ом и изменение процедур обмера шин в 2003-ем. Если не ошибаюсь, по Договору согласия можно вносить изменения в Регламент, если изменение поддержат все 10 команд-участников. Однако, по слухам, не у всех клиентов Мишлен возникали указанные проблемы – как же случилось, что все они, преследующие каждый свои цели, так быстро нашли общий язык? И почему к ним присоединились два из трех клиентов Бриджстоуна, которые здесь вообще ни при чем? Корни этого единодушия, как мне представляется, надо искать не в ситуации, сложившейся в Индианаполисе, а в прошлом сезоне, когда ФИА и большинство команд не сошлись во мнениях относительно будущего формулы-1, и чемпионат едва не раскололся на Ф1 и GPWC. С началом нынешнего сезона идея альтернативной серии вроде бы приутихла, но было бы совсем неправильно списывать ее со счетов. Поэтому неудивительно, что пять автогигантов – Мерседес, Рено, Тойота, БМВ и Хонда, команды которых попали в общую яму, очень быстро нашли общий язык. Этому способствовала позиция ФИА, отвергнувшей просьбу Мишлен о замене спецификации покрышек. К командам автопроизводителей прогнозируемо примкнули Заубер, находящийся под крылом у БМВ, и Рэд Булл, который хоть и не имеет статуса заводской команды Форда, но является преемником фордовского Ягуара. Единодушию команд способствовал мудрый ход Мишлен, который официально предупредил своих клиентов о потенциальной опасности имеющегося комплекта шин и тем самым переложил на команды ответственность за возможный риск. Не является сюрпризом позиция Минарди – Стоддарт, как неофициальный староста формулы-1, не мог остаться в стороне. Но вот мотивы Джордан мне представляются весьма туманно. С одной стороны, команда ничего не теряла и ничего не приобретала со строительством шиканы, а в случае замедления клиентов Мишлен только выигрывала, поскольку на нее с неба падал шанс взойти на подиум. А с другой стороны, к моменту принятия командой решения большинство других команд обозначили свою позицию, и в числе обозначивших числилась и Тойота, поставщик моторов для Джордан. Возможно, будущий Мидленд просто не стал раскачивать лодку, а может, это был хитрый расчет – поддержать идею, которую не примет ФИА, и урвать большой кусок, если клиенты Мишлен не поедут в гонке или сойдут из-за проколов. Не думаю, что подопечные Шнайдера столь тонко просчитали ситуацию, но в любом случае будущее покажет. Пример фантастически удачного прогнозирования в Джордан мы все увидели на ГП Франции-99.
Итак, мы имеем 9 команд из 10, определившихся с вариантом решения проблемы и согласных на постройку шиканы в 13 повороте. Почему же он не был принят? Общая причина понятна: на это не согласились ФИА и Феррари. Позицию каждого из них стоит рассмотреть подробно.
ФИА отвергла строительство шиканы, сославшись на три главных момента. Во-первых, это противоречило регламенту. Во-вторых, добавление шиканы в скоростном повороте было небезопасным. И в-третьих, такое решение было бы несправедливо по отношению к командам-клиентам Бриджстоуна, которые не испытывали никаких проблем с шинами. Все три причины, на мой взгляд, являются красивой «официальной» версией. Несоответствие регламенту преодолевается изменением последнего, это не раз делалось раньше, это можно было проделать и сейчас, учитывая форс-мажорные обстоятельства. Сама же ФИА, предложив вариант с штрафованием превысивших скорость мишленовцев, была готова нарушить регламент. Тезис о небезопасности шиканы не выдерживает критики. Шиканы уже давно применяются именно с целью увеличить безопасность.
Если не ошибаюсь, прецедент с оперативным строительством шиканы был в одной из кузовных серий – по-моему, это случилось в DTM, точно не помню. И, наконец, негатив для бриджстоуновцев надуман от начала до конца. Да, вполне справедливы замечания, что настройки аэродинамики, двигателя, передаточных чисел коробки и прочего не будут оптимальны для новой конфигурации, но это коснулось бы абсолютно всех, так что в сравнении с мишленовцами клиенты Бриджстоун ничего не теряли. Реальные причины жесткой позиции ФИА, как мне кажется, кроются в ином. Самая главная – отчетливо прослеживающаяся в действиях команд тень GPWC. Мосли посчитал (и не без оснований), что уступка командам создаст прецедент, и они начнут и в будущем продавливать ситуацию под себя и диктовать условия, а сама уступка будет расценена как локальная победа GPWC над ФИА. Что еще хуже, команды, объединенные общей бедой, одержав одну победу, не остановятся. Следующим пунктом борьбы стал бы Договор согласия и регламент на 2008 год – единодушия оппозиции в этом вопросе Макс допустить не мог никак. Поэтому для ФИА крайне важным было навязать именно свой вариант решения проблемы, и ни в коем случае не принимать предложенный командами. Второй момент заключался в том, что Мосли был уверен, что команды блефуют. Одно дело заявить: «если то-то и се-то, мы не выйдем на старт», и совсем другое действительно не выйти на старт. Он прекрасно понимал, что команды связаны обязательствами со спонсорами и понесут значительные потери в случае отказа от участия в Гран-при. Он также помнил события 2003 года, когда ГП Италии оказался под угрозой срыва, и от Мишлен и ее клиентов раздавались подобные громкие заявления, но в конце концов гонка прошла в штатном режиме. Очевидно, Мосли не принял во внимание, что нынешняя проблема несколько иного рода, а команды научились более тесно взаимодействовать друг с другом, у них появились новые сближающие мотивы. И, кроме названного, Мосли имел личные причины продемонстрировать твердость руки – грядут новые выборы главы ФИА, и Максу было крайне важно проявить себя настоящим лидером. На мой взгляд, именно в этом заключаются мотивы действий ФИА. Начиная с определенного момента решения Федерации были уже не спортивными, а политическими.
Позиция Феррари в данном инциденте была наиболее предсказуема. Команда дистанцировалась от принятия важных решений, хотя некоторое участие в полемике все же приняла, чтобы не выглядеть совсем хатой с краю. Ни для кого не секрет, что Феррари работает в тесной смычке с ФИА, а после подписания командой нового Договора согласия можно сказать, что в плане политики Феррари и ФИА выступают союзниками. ФИА ни за что не пойдет на решения, дискомфортные для Феррари, а Феррари ни за что не выступит против ФИА. Поэтому точка зрения команды на варианты разруливания ситуации полностью совпала с позицией ФИА. Жан Тодт, утверждая, что его даже не спрашивали о возможности строительства шиканы, вероятно, говорит лишь часть правды. Очень может быть, что конкретно о шикане действительно не спрашивали. Но уверен, что остальные команды обращались к Феррари за гарантиями не оспаривать результаты Гран-при, если он пройдет в нестандартном формате. И получили отказ, само собой. По слухам, Феррари даже был предъявлен ультиматум: или строим шикану, или гонка не пойдет в зачет, и что предъявлял ультиматум сам Экклстоун. Скорее всего, это правда, но Тодт навряд ли станет говорить об этом во всеуслышание. Вторая причина – буквально с неба на Феррари падал дубль. Мысль о том, что Джордан и Минарди смогут составить ей конкуренцию, смехотворна. Несложный арифметический расчет показывал, что Феррари и ее лидер одним махом могли занять третьи строчки в обоих зачетах – разве могла команда, стремящаяся к победам любой ценой, отказаться от такого подарка из соображений спортивности?
В результате образовались два лагеря: клиенты Мишлен и примкнувшие к ним Джордан и Минарди с одной стороны, настаивающие на строительство шиканы в 13 повороте, и ФИА с Феррари с другой, выступающие за добровольное снижение скорости. Обе стороны активно работали на публику. Так, мишленовцы предлагали в качестве компенсации гоняться без начисления очков и дать бриджстоуновцам преимущество на старте, хотя очевидно, что легальных оснований не давать очки 7 командам или передвинуть их назад на старте нет. ФИА неустанно твердила о справедливости к остальным командам, Феррари жаловалась, что им никто не стремился помогать, когда они в начале сезона испытывали проблемы с резиной. Все готовили соломку на случай худшего для себя развития событий.
Момент истины настал в воскресенье. Болиды команд-клиентов Мишлен вышли на старт, проехали прогревочный круг и в конце его в полном составе зарулили в боксы. Почему? Потому что это было единственный способ не нарушать регламент и не рисковать пилотами, раз уж компромисс не был достигнут. Плюс еще некоторые, менее афишируемые моменты, о которых речь шла выше. Почему же они все-таки покинули боксы, чтобы через один круг снова туда заехать? Мне думается, что главных причин две. Первая: команды до последнего момента надеялись, что удастся достигнуть реального компромисса, и ФИА даст согласие на строительство шиканы или хотя бы на использование испанской спецификации шин. Чтобы убедить ФИА в серьезности своих намерений, команды до последнего тянули с выездом с пит-лейн, но это не подействовало. Мосли, очевидно, считал, что оппоненты блефуют, и ничего не предпринимал. Вторая: обязательства перед спонсорами. По слухам, в силу контрактных обязательств команды не имеют права не выйти на старт, поэтому был пройден прогревочный круг, чтобы выход на старт был формально осуществлен. Точный ответ кроется в букве спортивного регламента и командных контрактов. Но любопытнее всего, пожалуй, то, что самый могущественный человек в формуле-1 не смог ничего поделать - вы поняли, о ком я. В формуле-1 частенько случалось, что коммерческие интересы превалировали над спортивными, и хотя это подчас наносило серьезный вред виду спорта как таковому, Ф1 все же выдерживала. Однако ГП США – наверное, первый на моей памяти случай, когда коммерческие интересы были напрочь отвергнуты, - рискует стать черным днем не только в отношениях формулы-1 и Америки, но формулы-1 вообще. Поживем – увидим.
Кстати, есть пара «почему», на которые так и не удалось найти ответа. Во-первых, на что рассчитывала ФИА, видя, что команды стартуют на резине, которая не пройдет всей дистанции? Что они поедут, как есть, а там будь, что будет? И во-вторых, что было бы, если бы поставщик резины был один, как планируется сделать в 2008-ом, и у его шин выявился подобный дефект? ФИА все равно погнало бы пилотов на старт или все же изменила регламент?
Что будет?
Самое интересное «почему». ФИА вызвала клиентов Мишлен «на ковер» и намерена устроить публичную порку. Парадокс заключается в том, что Федерация, все время ратовавшая за справедливость по отношению к другим командам, инкриминирует мишленовцам совсем не это, а несправедливость по отношению к зрителям, хотя абсолютно все предложения Мишлен и ее клиентов были направлены как раз на то, чтобы этой несправедливости не допустить. Здесь действия Мосли легко предсказуемы. Его уверенность в блефе оппонентов пошли прахом, и теперь единственным выходом для него является переложить ответственность на Мишлен или ее клиентов, причем с максимальной жесткостью. Мне не верится в уверения, что «все пройдет в тихой, спокойной обстановке» - скорее всего, это больше будет напоминать кикбоксинг, когда соперники стараются не столько поразить соперника, сколько произвести эффект на публику. И хотя заседание пройдет за закрытой дверью, сражение будет идти за общественное мнение. Есть серьезные опасения, что если Мосли решится-таки на жесткое наказание, то все 7 команд уйдут из формулы-1. Это уже не шутки. Альтернативная серия сейчас близка к реальности, как никогда. По слухам, мишленовцы собираются устроить осенью в Индианаполисе незачетную гонку-компенсацию – это должно показать, что оппозиция настроена решительно и что ей под силу организовать альтернативную гонку и, следовательно, альтернативный чемпионат. Вместе с 7 командами уйдут автопроизводители и спонсоры, за ними потянутся Минарди и Джордан, а в скором времени к уходимцам, несомненно, присоединится и Феррари. И человек, который организует альтернативную серию, хорошо известен. К слову, однажды он едва не сделал это, так что истории свойственно повторяться. Да-да, мистер Экклстоун ни за что не упустит такой кусок из своих маленьких рук. Потерпев фиаско в США (в кои то веки!), Берни просто выведет из игры того, кто стал тому причиной. Так что вполне вероятно, что FIA Formula1 Championship перестанет существовать, но уже через месяц на старт выйдут участники первого Гран-при GPWC. Не так уж и плохо, на мой взгляд. В любом случае, новый виток развития только к лучшему. И все это зависит от пары десятков человек, которые через несколько часов соберутся в одном помещении. Ждать осталось недолго.
Опустим события пятничных свободных заездов и перейдем сразу к исходным данным: шины, которые используют 7 команд из 10, по мнению производителя, не выдержат всей дистанции Гран-при, а их гарантированный ресурс ограничен десятью кругами в нормальном гоночном режиме. Как выяснилось впоследствии, запасной комплект резины, срочно выписанный из Франции, так же не мог выдержать всей дистанции. Возникла ситуация, ставящая весь гоночный уикэнд под угрозу срыва и требующая немедленного решения. Именно этот момент следует считать отправной точкой кризиса. Почему Мишлен не последовал старинной русской традиции оставить все «на авось» и решил во всеуслышание объявить о своей ошибке? Причин, как мне видится, несколько. Проблемы с покрышками возникали в одном-единственном месте трассы – в 13 повороте, где автомобили формулы-1 выезжают на профилированный поворот классического овала Индианаполиса. Особенность поворота состоит в том, что нагрузка на заднюю левую шину здесь особенно велика, зоны безопасности у поворота нет, и потому он является наиболее опасным участком трассы. Что такое разрыв покрышки в этом месте, продемонстрировала тяжелая авария Ральфа Шумахера в прошлом году. Можно представить себе, насколько трудным было решение компании Мишлен признать свои покрышки не подходящими к условиям данного Гран-при, но, скорее всего, там проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что ряд аварий по вине резины станет настоящей катастрофой, потому выбрали меньшее из двух зол. Я не склонен считать, что это явилось намеренной акцией французов с целью сорвать Гран-при и дискредитировать ФИА, поскольку не вижу ни одной возможной выгоды для них, зато негативных сторон – хоть отбавляй. Решить проблему к воскресенью можно было только двумя способами: заменив шины либо уменьшив скорость болидов в 13 повороте. Был еще третий вариант с заменой покрытия, но он отпадал как неосуществимый.
Каким же образом можно было замедлить автомобили на бэнкинге? Все предложенные способы делились на две группы: отвечающие Регламенту и ему не отвечающие. Первую составляли варианты добровольного отказа от борьбы, к которым относились проезд 13 поворота «вполгаза», исключение 13 поворота из круга за счет проезда по пит-лейн и отказ клиентов Мишлен от участия в гонке. Во вторую группу входили принудительные меры к замедлению: штраф за превышение определенной скорости на бэнкинге (только для клиентов Мишлен, разумеется) и строительство шиканы, которая замедляла всех. С заменой шин тоже было два варианта: полная замена всех шин на испанскую спецификацию и смена левой задней покрышки через каждые 10 кругов. Замечу, что соответствующие регламенту «добровольные» варианты имеют существенный недостаток: во всех случаях о какой-либо борьбе не может быть и речи, а гонка автоматически превращается в фарс – трудно иначе назвать подобие гонки, в которой одни едут в полную силу, а другие вполсилы. Есть еще термин «поддавкИ», и он неплохо подходит к данной ситуации. Потом, в случае выбора второго «добровольного» варианта толкучка на пит-лейн в протяжение 73 кругов представляла бы серьезную опасность, особенно во время пит-стопов. Почему же первый вариант был отвергнут командами? Представьте ситуацию: два гонщика из команд-клиентов Мишлен ведут борьбу между собой. Они борются весь круг, но в 13 повороте снимают ногу с педали газа. И рано или поздно догоняющий (или убегающий – нет разницы) подумает: «Если я сейчас добавлю газу совсем чуть-чуть, то отыграю у него сразу секунду». И добавляет. Убегающий видит это и на следующем круге тоже прибавляет на бэнкинге. На следующем круге они прибавляют еще. Потом еще, еще, и уже через несколько кругов оба гонщика идут 13 поворот в полный газ. И я уверен, что ни один менеджер команды не станет тормозить своих пилотов, видя, как его коллеги-конкуренты увеличивают скорость. И рано или поздно чья-нибудь шина не выдержит, и гонщик убьется. Здесь или все едут медленно, или никто – только так. А теперь представьте зрителя: он заплатил несколько российских месячных зарплат, чтобы посмотреть гонку и борьбу, а вместо них видит, как половина машин дружно замедляется каждый круг, и конкуренты обходят их, как стоячих. Или та же половина пелетона черепашьим ходом гуськом пробирается по пит-лейн - как раз в том месте, где машины остальных американских серий проносятся на скорости за 300 км/ч. Возможно, это справедливо по отношению к тем, у кого с шинами все в порядке, но справедливо ли по отношению к зрителям? Согласятся ли они платить за это деньги? Ага, вот именно.
Причина, по которой ФИА отвергла вариант с заменой шин на испанскую спецификацию, понятна – несоответствие Регламенту. Если бы команды все же заменили покрышки, их ждало бы наказание, но какое – никто не мог сказать точно. Естественно, боссы команд не могли согласиться выставить машины на старт, когда через несколько кругов их машины сняли бы с гонки решением стюардов. Почему наказание должно было быть жестким? Потому, что если бы ФИА решилась бы на относительно мягкое наказание вроде проезда по пит-лейн, это создало бы прецедент, благодаря которому в будущем команды смогли бы использовать разные комплекты резины на квалификацию и гонку ценой столь незначительного штрафа. Исходя из этого, командам светили серьезные санкции вроде аннулирования результата, передвижения в итоговом протоколе на N позиций назад или чего-то в этом роде. Правда, весьма забавно представлять себе, каким образом можно четырнадцать из двадцати элементов списка передвинуть назад, скажем, на 10 позиций. Та же ситуация и с заменой шины каждые 10 кругов. В протяжении 73 кругов клиентам Мишлен пришлось бы сменить 7 (!) комплектов резины, что превышает максимально допустимое число, определенное Регламентом, и, кроме того, команды должны были бы представить веские причины к замене покрышки, что едва ли возможно без очевидных повреждений шины. И в обоих случаях дамокловым мечом висела вероятность того, что любая из команд-клиентов Бриджстоун могла постфактум подать протест и добиться пересмотра результатов гонки, вплоть до аннулирования. Свести такую вероятность к нулю регламентными способами невозможно. И в этом случае, и во всех остальных могло помочь только согласие всех команд на использование указанных мер, но по каким причинам его не достигли, речь пойдет ниже.
Теперь обратимся к двум «принудительным» вариантам. Первый предложила ФИА: установить на болиды клиентов Мишлен датчики, которые будут фиксировать скорость, и штрафовать пилота, если он превысит определенное значение, установленное Мишлен. Второй предложила другая сторона: построить шикану в 13 повороте, которая разрежет длинный скоростной изгиб на два участка и не допустит прохождения бэнкинга на высокой скорости. Примечательно то, что оба варианта содержат нарушение регламента. В первом случае пилот получает штраф, не нарушая правил – спортивный регламент не накладывает ограничений на скорость в нормальном гоночном режиме. Формально любая команда могла бы потом подать протест и оспорить результаты Гран-при. Второй вариант предполагал изменение конфигурации трассы, не предусмотренное регламентом. Это ставит гонщиков всех команд в равные условия, но одновременно приносит целый ворох проблем, среди которых изменение длины круга, омологация новой конфигурации, проверка на безопасность, необходимость проведения дополнительных тестовых заездов и так далее.
Мнение 9 команд: несмотря на все отрицательные моменты, вариант с шиканой – единственный из всех обеспечивал реальную борьбу двадцати машин на трассе (а не шести, как получилось). Правда, в случае инсталляции шиканы нарушался регламент, но это тоже решаемо. История помнит случаи изменения регламента по просьбе команд – например, запрет на командную тактику и последующее ее разрешение с некоторыми оговорками в 1998-ом и изменение процедур обмера шин в 2003-ем. Если не ошибаюсь, по Договору согласия можно вносить изменения в Регламент, если изменение поддержат все 10 команд-участников. Однако, по слухам, не у всех клиентов Мишлен возникали указанные проблемы – как же случилось, что все они, преследующие каждый свои цели, так быстро нашли общий язык? И почему к ним присоединились два из трех клиентов Бриджстоуна, которые здесь вообще ни при чем? Корни этого единодушия, как мне представляется, надо искать не в ситуации, сложившейся в Индианаполисе, а в прошлом сезоне, когда ФИА и большинство команд не сошлись во мнениях относительно будущего формулы-1, и чемпионат едва не раскололся на Ф1 и GPWC. С началом нынешнего сезона идея альтернативной серии вроде бы приутихла, но было бы совсем неправильно списывать ее со счетов. Поэтому неудивительно, что пять автогигантов – Мерседес, Рено, Тойота, БМВ и Хонда, команды которых попали в общую яму, очень быстро нашли общий язык. Этому способствовала позиция ФИА, отвергнувшей просьбу Мишлен о замене спецификации покрышек. К командам автопроизводителей прогнозируемо примкнули Заубер, находящийся под крылом у БМВ, и Рэд Булл, который хоть и не имеет статуса заводской команды Форда, но является преемником фордовского Ягуара. Единодушию команд способствовал мудрый ход Мишлен, который официально предупредил своих клиентов о потенциальной опасности имеющегося комплекта шин и тем самым переложил на команды ответственность за возможный риск. Не является сюрпризом позиция Минарди – Стоддарт, как неофициальный староста формулы-1, не мог остаться в стороне. Но вот мотивы Джордан мне представляются весьма туманно. С одной стороны, команда ничего не теряла и ничего не приобретала со строительством шиканы, а в случае замедления клиентов Мишлен только выигрывала, поскольку на нее с неба падал шанс взойти на подиум. А с другой стороны, к моменту принятия командой решения большинство других команд обозначили свою позицию, и в числе обозначивших числилась и Тойота, поставщик моторов для Джордан. Возможно, будущий Мидленд просто не стал раскачивать лодку, а может, это был хитрый расчет – поддержать идею, которую не примет ФИА, и урвать большой кусок, если клиенты Мишлен не поедут в гонке или сойдут из-за проколов. Не думаю, что подопечные Шнайдера столь тонко просчитали ситуацию, но в любом случае будущее покажет. Пример фантастически удачного прогнозирования в Джордан мы все увидели на ГП Франции-99.
Итак, мы имеем 9 команд из 10, определившихся с вариантом решения проблемы и согласных на постройку шиканы в 13 повороте. Почему же он не был принят? Общая причина понятна: на это не согласились ФИА и Феррари. Позицию каждого из них стоит рассмотреть подробно.
ФИА отвергла строительство шиканы, сославшись на три главных момента. Во-первых, это противоречило регламенту. Во-вторых, добавление шиканы в скоростном повороте было небезопасным. И в-третьих, такое решение было бы несправедливо по отношению к командам-клиентам Бриджстоуна, которые не испытывали никаких проблем с шинами. Все три причины, на мой взгляд, являются красивой «официальной» версией. Несоответствие регламенту преодолевается изменением последнего, это не раз делалось раньше, это можно было проделать и сейчас, учитывая форс-мажорные обстоятельства. Сама же ФИА, предложив вариант с штрафованием превысивших скорость мишленовцев, была готова нарушить регламент. Тезис о небезопасности шиканы не выдерживает критики. Шиканы уже давно применяются именно с целью увеличить безопасность.
Если не ошибаюсь, прецедент с оперативным строительством шиканы был в одной из кузовных серий – по-моему, это случилось в DTM, точно не помню. И, наконец, негатив для бриджстоуновцев надуман от начала до конца. Да, вполне справедливы замечания, что настройки аэродинамики, двигателя, передаточных чисел коробки и прочего не будут оптимальны для новой конфигурации, но это коснулось бы абсолютно всех, так что в сравнении с мишленовцами клиенты Бриджстоун ничего не теряли. Реальные причины жесткой позиции ФИА, как мне кажется, кроются в ином. Самая главная – отчетливо прослеживающаяся в действиях команд тень GPWC. Мосли посчитал (и не без оснований), что уступка командам создаст прецедент, и они начнут и в будущем продавливать ситуацию под себя и диктовать условия, а сама уступка будет расценена как локальная победа GPWC над ФИА. Что еще хуже, команды, объединенные общей бедой, одержав одну победу, не остановятся. Следующим пунктом борьбы стал бы Договор согласия и регламент на 2008 год – единодушия оппозиции в этом вопросе Макс допустить не мог никак. Поэтому для ФИА крайне важным было навязать именно свой вариант решения проблемы, и ни в коем случае не принимать предложенный командами. Второй момент заключался в том, что Мосли был уверен, что команды блефуют. Одно дело заявить: «если то-то и се-то, мы не выйдем на старт», и совсем другое действительно не выйти на старт. Он прекрасно понимал, что команды связаны обязательствами со спонсорами и понесут значительные потери в случае отказа от участия в Гран-при. Он также помнил события 2003 года, когда ГП Италии оказался под угрозой срыва, и от Мишлен и ее клиентов раздавались подобные громкие заявления, но в конце концов гонка прошла в штатном режиме. Очевидно, Мосли не принял во внимание, что нынешняя проблема несколько иного рода, а команды научились более тесно взаимодействовать друг с другом, у них появились новые сближающие мотивы. И, кроме названного, Мосли имел личные причины продемонстрировать твердость руки – грядут новые выборы главы ФИА, и Максу было крайне важно проявить себя настоящим лидером. На мой взгляд, именно в этом заключаются мотивы действий ФИА. Начиная с определенного момента решения Федерации были уже не спортивными, а политическими.
Позиция Феррари в данном инциденте была наиболее предсказуема. Команда дистанцировалась от принятия важных решений, хотя некоторое участие в полемике все же приняла, чтобы не выглядеть совсем хатой с краю. Ни для кого не секрет, что Феррари работает в тесной смычке с ФИА, а после подписания командой нового Договора согласия можно сказать, что в плане политики Феррари и ФИА выступают союзниками. ФИА ни за что не пойдет на решения, дискомфортные для Феррари, а Феррари ни за что не выступит против ФИА. Поэтому точка зрения команды на варианты разруливания ситуации полностью совпала с позицией ФИА. Жан Тодт, утверждая, что его даже не спрашивали о возможности строительства шиканы, вероятно, говорит лишь часть правды. Очень может быть, что конкретно о шикане действительно не спрашивали. Но уверен, что остальные команды обращались к Феррари за гарантиями не оспаривать результаты Гран-при, если он пройдет в нестандартном формате. И получили отказ, само собой. По слухам, Феррари даже был предъявлен ультиматум: или строим шикану, или гонка не пойдет в зачет, и что предъявлял ультиматум сам Экклстоун. Скорее всего, это правда, но Тодт навряд ли станет говорить об этом во всеуслышание. Вторая причина – буквально с неба на Феррари падал дубль. Мысль о том, что Джордан и Минарди смогут составить ей конкуренцию, смехотворна. Несложный арифметический расчет показывал, что Феррари и ее лидер одним махом могли занять третьи строчки в обоих зачетах – разве могла команда, стремящаяся к победам любой ценой, отказаться от такого подарка из соображений спортивности?
В результате образовались два лагеря: клиенты Мишлен и примкнувшие к ним Джордан и Минарди с одной стороны, настаивающие на строительство шиканы в 13 повороте, и ФИА с Феррари с другой, выступающие за добровольное снижение скорости. Обе стороны активно работали на публику. Так, мишленовцы предлагали в качестве компенсации гоняться без начисления очков и дать бриджстоуновцам преимущество на старте, хотя очевидно, что легальных оснований не давать очки 7 командам или передвинуть их назад на старте нет. ФИА неустанно твердила о справедливости к остальным командам, Феррари жаловалась, что им никто не стремился помогать, когда они в начале сезона испытывали проблемы с резиной. Все готовили соломку на случай худшего для себя развития событий.
Момент истины настал в воскресенье. Болиды команд-клиентов Мишлен вышли на старт, проехали прогревочный круг и в конце его в полном составе зарулили в боксы. Почему? Потому что это было единственный способ не нарушать регламент и не рисковать пилотами, раз уж компромисс не был достигнут. Плюс еще некоторые, менее афишируемые моменты, о которых речь шла выше. Почему же они все-таки покинули боксы, чтобы через один круг снова туда заехать? Мне думается, что главных причин две. Первая: команды до последнего момента надеялись, что удастся достигнуть реального компромисса, и ФИА даст согласие на строительство шиканы или хотя бы на использование испанской спецификации шин. Чтобы убедить ФИА в серьезности своих намерений, команды до последнего тянули с выездом с пит-лейн, но это не подействовало. Мосли, очевидно, считал, что оппоненты блефуют, и ничего не предпринимал. Вторая: обязательства перед спонсорами. По слухам, в силу контрактных обязательств команды не имеют права не выйти на старт, поэтому был пройден прогревочный круг, чтобы выход на старт был формально осуществлен. Точный ответ кроется в букве спортивного регламента и командных контрактов. Но любопытнее всего, пожалуй, то, что самый могущественный человек в формуле-1 не смог ничего поделать - вы поняли, о ком я. В формуле-1 частенько случалось, что коммерческие интересы превалировали над спортивными, и хотя это подчас наносило серьезный вред виду спорта как таковому, Ф1 все же выдерживала. Однако ГП США – наверное, первый на моей памяти случай, когда коммерческие интересы были напрочь отвергнуты, - рискует стать черным днем не только в отношениях формулы-1 и Америки, но формулы-1 вообще. Поживем – увидим.
Кстати, есть пара «почему», на которые так и не удалось найти ответа. Во-первых, на что рассчитывала ФИА, видя, что команды стартуют на резине, которая не пройдет всей дистанции? Что они поедут, как есть, а там будь, что будет? И во-вторых, что было бы, если бы поставщик резины был один, как планируется сделать в 2008-ом, и у его шин выявился подобный дефект? ФИА все равно погнало бы пилотов на старт или все же изменила регламент?
Что будет?
Самое интересное «почему». ФИА вызвала клиентов Мишлен «на ковер» и намерена устроить публичную порку. Парадокс заключается в том, что Федерация, все время ратовавшая за справедливость по отношению к другим командам, инкриминирует мишленовцам совсем не это, а несправедливость по отношению к зрителям, хотя абсолютно все предложения Мишлен и ее клиентов были направлены как раз на то, чтобы этой несправедливости не допустить. Здесь действия Мосли легко предсказуемы. Его уверенность в блефе оппонентов пошли прахом, и теперь единственным выходом для него является переложить ответственность на Мишлен или ее клиентов, причем с максимальной жесткостью. Мне не верится в уверения, что «все пройдет в тихой, спокойной обстановке» - скорее всего, это больше будет напоминать кикбоксинг, когда соперники стараются не столько поразить соперника, сколько произвести эффект на публику. И хотя заседание пройдет за закрытой дверью, сражение будет идти за общественное мнение. Есть серьезные опасения, что если Мосли решится-таки на жесткое наказание, то все 7 команд уйдут из формулы-1. Это уже не шутки. Альтернативная серия сейчас близка к реальности, как никогда. По слухам, мишленовцы собираются устроить осенью в Индианаполисе незачетную гонку-компенсацию – это должно показать, что оппозиция настроена решительно и что ей под силу организовать альтернативную гонку и, следовательно, альтернативный чемпионат. Вместе с 7 командами уйдут автопроизводители и спонсоры, за ними потянутся Минарди и Джордан, а в скором времени к уходимцам, несомненно, присоединится и Феррари. И человек, который организует альтернативную серию, хорошо известен. К слову, однажды он едва не сделал это, так что истории свойственно повторяться. Да-да, мистер Экклстоун ни за что не упустит такой кусок из своих маленьких рук. Потерпев фиаско в США (в кои то веки!), Берни просто выведет из игры того, кто стал тому причиной. Так что вполне вероятно, что FIA Formula1 Championship перестанет существовать, но уже через месяц на старт выйдут участники первого Гран-при GPWC. Не так уж и плохо, на мой взгляд. В любом случае, новый виток развития только к лучшему. И все это зависит от пары десятков человек, которые через несколько часов соберутся в одном помещении. Ждать осталось недолго.
Комментарий