Формула Рено. Часть вторая.

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • slipper
    Senior Member
    • Sep 2009
    • 1744

    Формула Рено. Часть вторая.

    Прошло много часов, а до сих пор уши как бы заложены - плохо слышу окружающий мир Наверное, надо юзать беруши, как это делает однокоммандник француз в ф-форд, но мне хочется воспринимать все окружающее до последнего бита информации - в том числе и от двигателя, ветра, капель дождя, бьющихся о визор, сипа впуска, фырканья заслонки на перегазовках...

    Про формулы тоже будет

    Итак, я вернулся в отель в британии с 3го теста формулы рено 2009 (далее ФР), который прошел в Snetterton'e. Назло многим, я в очередной раз опишу особенности прохождения трассы. По ходу текста будет много и про специфику упавления самой машиной тоже, не только про трассу..

    Схема: http://www.motorsportvision.co.uk/im...cuit-large.pdf

    Riches Corner (1й поворот)
    Пожалуй самый сложный. Поворот с двойным апексом, проходитя на 5й передаче, т.е. очень быстрый и требует наглухо запаянного очка на входе в первый апекс, потому что ничерта не видно (ни апекса, ни профиля поворота, изза небольшого передапа высот), а скорость больше 200.

    Только в этом повороте я силвал секунду, чисто из-за страха.

    Sear Corner (2й поворот)
    Обычный 90 градусный поворот, 2 переключения вниз 5->3, снаружи много места, хотя по идее по регламенту толи с того, толи с этого года, выезжать 2мя колесами за переделы трассы нельзя.

    The Esses
    3й по сложности поворот (точнее связка из двух). Тормозим с 6 до 2й передачи ко второму повороту, причем тормозить надо начать ОЧЕНЬ поздно, настолько, что это противоречит любому здравому смыслу и вообще хрен пойми как машина успевает замеляться так эффективно Ибо тормозишь примерно с 220 до хз скольки (километров 60 наверное 2я передача) и начинаешь тормозить (с 220!!) чуть ли не одновременно с заходом в поворот (т.е. с повернутым рулем), все время переключаясь вниз, в идеале должно быть одно ровное торможение вплоть до апекса второго поворота S-ки, у меня не получалось... Исключительно игра очка – страх что не успеешь остановиться... Причем едешь думаешь, типа fuck it! попробую совсем поздно, типа похер – если что там по прямой вроде только трава, до отбойника далеко лететь... где-то на подъезде к мосту (там мост перед поворотом – на схеме серая линия) сознание говорит jesus fucking christ, I’m gonna fucking die if I don’t brake NOW!, но ты берешь волю в кулак и УСИЛИЕМ мысли держишь педаль на газу еще сколько-то, а вот потом происходит самое интересное – подсоздание, какой-то инстинкт самосохранения что-ли убирает ногу с педали газа т.е. ты ХОЧЕШЬ ее держать на газу, но она как бы начинает тормозить отдельно от мозга знаю звучит как обкуренный бред, но по-другому не передашь. Где-то в интервале между с-ками выясняется что ты на самом деле перетормозил и даже успеваешь открыть газ в пол между ними... Тут лил десятки 3 наверное из-за того что связка в целом медленная, хотя косячил ее сильно.

    Bomb Hole, Coram Curve
    Потом идут 2 правых поворота. На входе в первый 4я передача, перед вторым – 5я. Вообще, они считаются легкими, но для меня эта связка была 2я по сложности. Проблема в очередной раз в очке – оба поворота нужно проходить 100% в пол. Сделать это сложно только первый раз... я так и не сделал, к концу дня я намного меньше сбрасывал газ, но все равно сбрасывал. В bomb сильный уклон в сторону апекса. В него нужно попасть чтобы о него опереться – это неочень сложно с одной стороны, но с другой страшно вваливаться в него в пол без сброса, т.к. сам угол поворота достаточно острый и подсознание говорит что для такого негог следует сбросить скорость, но на самом деле на выходе из него много места (этого НЕ видно), а профиль обеспечит сильный упор. Второй поворот сложен тем, что опять же нужно зажать очко – к нкму скорость уже настолько большая что он проходится исключительно засчет крыла, причем машину все время сносит или немного пересталяет, короче она далеко не стоит как вкопанная, а на такой скорости (и под полным газом!) МАЛЕЙШЕЕ движение рулем провоцирует занос который КРАЙНЕ сложно поймать.

    Занос на большой скорости – странная вешь, скажу я вам. Далее под заносом я пониманию не фееричный дрифт, а перестановку зада относительно переда - она практически не заметна или вообще не заметна со стороны, почти никак не ощущается на руле, но чувствуется жопой ... это не тот «занос» который может быть в дорожной машине, ибо здесь речь о моменте, когда ты едешь «на крыле» и ощущается он совсем по-другому.

    В самом начале развития заноса просто возникает страх изза того что срывает заднюю ось на скорости километров в 170, а газ сбрасывать нельзя, т.к. это спровоцирует еще больший занос. Срывает – это не ставит боком, НО это и не дрейф – это резкий срыв на небольшое расстояние. Если оставаться хладнокровным, то вроде как все остается более менее под контролем, однако если проспать момент коррекции рулем, потом занос развивается лавинообразно и почти сразу поймать машину становится невозможно. Во-первых изза заноса ты теряешь скорость, а значит машина начинает замеляться и вес переносится на передние колеса и, в зависимости от настроек амортизатора на сжатие, у тебя есть или вообще 0 времени на корекцию или совсем чуть-чуть , поскольку морда загружается (все под полныйм газом!, газ не сбрасываем!), разружается жопа, что провоцирует еще больший занос. Во-вторых, буквально мгновением позже машину уже ставит под таким углом, которого достаточно чтобы сразу пропало «крыло», это происходит как вкл\выкл и после этого сделать уже ничего невозможно, кроме как тормозить в пол и мысленно считать убытки пока летишь в отбойник. Коррекция такого поведения возможна только рулем – просто путем распремления траектории...

    Собсно так и я убрался в Coram Curve… Я ошибся на входе, незначительно, но достаточно, и мне пришлось сильнее повернуть руль просто чтобы встать на траекторию, что спровоцировало занос, я тут же начал распремлять машину настолько чтобы оставаться на самой грани занос/не занос прекрасно понимая и видя, что я распремляю ее в траву – чем и кончилолось, мне не хватило трассы примерно на половину ширины заднего колеса и как только правый борт коснулся травы, меня тут же поставило боком на 170км/ч – собсно я понял, что борьба с машиной окончена, т.к. вобщем-то ожидал такого развития дел, выжал сцепу и долбанул по тормозу со всей дури блокируя все 4 колеса. Развернуло меня раза 2, из травы выкинуло обратно на асфальт, в момент завершения очередного оборота вокруг своей оси, я поймал машину в правильном положении относительно трассы и продолжил движение даже не заглохнув и не останавлиявась... но штаны были полные и круга 3-4 я потом заново «раскатывал» этот поворот.

    Russel Bend
    В принципе ничего особенного, обычная медленаня с-ка. Торможение с 5 до 2 почти полностью на прямой, треил брекинг (как вобщем-то и в другой с-ке), право, лево, оба поребрика, выход...

    Про машину и технику
    День начал с того, что стал тормозить только левой ногой и перегазовывать правой, чего до этого ни разу не делал. Как и ожидалось, это оказалось проще чем могло быть – достаточно сломать один стереотип. Если с торможением все понятно – как в картинге, то вот перегазовки делаются совсем не так как в дорожной машине. Напомню, что в ФР кулачковая коробка с секвентальным механизмом переключения передачь, причем сцепление не используется вообще – только при трогании, хотя педаль присутсвует. В дорожной машине мы перезаговываем на выжатом сцеплении, чтобы обороты двигателя совпали с оборотами вала в коробке передач (сори, не помню как это все правильно называется). В формуле же, поскольку сцепления нет, то и ПОЧТИ нет времени когда машина едет на нейтрали, т.е. между передачами, поэтому перегазовывать надо ОДНОВРЕМЕННО с переключением передачь, т.е. одним движением и ОЧЕНЬ коротко – неважно какие будут обороты при перегазовке и насколько они совпадут, просто с любым переключением вниз нужно коротко открыть газ на 40% в точности в момент движения рычага переключения передачь.

    Про ощущения
    День прошел достаточно спокойно... это первый день, когда я не был scared shitless перед первой сессиней, а просто сел и поехал. Первый день, когда я стал получать удовольствие от вождения практически с первой же сесии (от прогресса по временам уже позже), первый раз все вобщем-то было легко. Да, все еще машина рулит мною, а не я машиной, но мы уже очень близко к той грани, когда поменяемся ролями.

    Я очень хорошо понял почему картинг никогда в прицнипе не даст больше 20% техники (про racecraft пока не могу судить, т.к. у меня еще не было гонок в формуле) применительно к формулам. Здесь все выигрывается в быстрых поворотах. Собсно после того как выучил трассу настолько чтобы уж совсем не лошить в медленных, на них вообще можно забить! Явно это ощутил я имено сегодня... - ну проездаешь их как проедется (на удивление лично у меня один получался чуть ли не лучше, чем у действующих пилотов в чампе), но не концентрируешься именно на том КАК их ехать... т.к. даже если ты и льешь медленные, во-первых их проще исправить (механический держак понятней и более прогнозируемый), во-вторых это в любом случае 2-3 десятки на поворот, в то время как в быстрых связках зарыты секунды!

    Вобщем-то и в картинге тоже быстрые повороты важней медленных, но разница в том, что именно в быстрых поворотах в формуле нужен опыт которого кроме как, собсно в формулах, нигде не получишь. Это совсем другие скорости, вообще другой принцип работы держака/упора, по-дугому работает перераспределение веса (физика, ясен пень таже, но я не о теории), другие перегрузки – 2.0-2.5g в течение 4-5 сек кажутся вечностью - шея отваливается, зрение начинает как бы «плыть», дышать становится трудно, физически ощущаешь как органы смешаются внутри тела, совсем другое ощущение машины, особенно на высоких скоростях – в карте ты сидишь почти на задней оси и все происходит как бы вокрут твоей собственной жопы, в формуле же ты сидишь впереди центра машины и все двигается относительно точки где-то позади тебя...

    Короче, если кому-то из читающих 16 или более лет и кто планирует в дальнейшем идти в формулы – делайте это уже сейчас! Не надо думать, если кто-то так думает, что огромный опыт в картинге даст ощутимое приемущество в формуле – не даст! Не сидите в картинге долго, думая что это поможет или типа «так учиться дешевле», ибо после какой-то планки в картинге вы уже ничему не учитесь применительно к формулам (кроме race craft да и то с поправками) и нужно обязательно, незамедлительно делать шаг вперед, если такие планы вообще у кого-то есть.

    Завайте вопросы... хотя, я конечно понимаю, что наверное эти посты уже идут совсем мимо аудитории форума, т.к. 90% даже рядом с формулой не стояли (но это-то ладно), а 99% думают, что это вообще невозможно и я все вру Но все равно спрашивайте - все как всегда проще чем может показаться со стороны...

    PS: У меня наконец-то есть полноценная британская спортивная лицензия Дело за небольшим - получить международную.
    В игноре: к.а., LH, начинающий, nikot, zer0
    --------------------------------------------------------------
    http://www.alexeychuklin.com
    http://www.facebook.com/angryslipper - рожабук
  • Nemo
    Senior Member
    • Apr 2005
    • 2845

    #2
    Сообщение от slipper Посмотреть сообщение
    . В дорожной машине мы перезаговываем на выжатом сцеплении, чтобы обороты двигателя совпали с оборотами вала в коробке передач (сори, не помню как это все правильно называется).
    Неверно, в гражданской машине перегазовка происходит при отпущенной педали сцепления. Делается это для того, чтобы "разогнать" коробку до "скорости колёс". При выжатой педали сцепления( сцепление выключено) этого не удастся. Делается это( в старых автомобилях особенно) для безударного включения пониженной передачи, и опять же для для сохранения синхронов.
    Люблю картинг

    Комментарий

    • slipper
      Senior Member
      • Sep 2009
      • 1744

      #3
      Сообщение от Nemo Посмотреть сообщение
      Неверно, в гражданской машине перегазовка происходит при отпущенной педали сцепления. Делается это для того, чтобы "разогнать" коробку до "скорости колёс". При выжатой педали сцепления( сцепление выключено) этого не удастся. Делается это( в старых автомобилях особенно) для безударного включения пониженной передачи, и опять же для для сохранения синхронов.
      Перегазовка происходит при выжатом сцеплении. Коробку разогнать ни до чего не возможно - вал в ней (тот, который нам нужен ) и так вращяется на скорости колес и делает это всегда, нам же надо разогнать двигатель до скорости этого самого вала помноженной на передатку выбранной передачи - сделать это можно только тогда, когда коробка "разнята" с двигателем, т.е. на выжатом сцеплении в дорожной машине или в момент прохода через нейтраль в ф-рено.
      В игноре: к.а., LH, начинающий, nikot, zer0
      --------------------------------------------------------------
      http://www.alexeychuklin.com
      http://www.facebook.com/angryslipper - рожабук

      Комментарий


      • #4
        ммм..слиппер, ты на гражданской машине када нить пробовал переключать передачи без выжима сцепления?
        если да, то расскажи в чем отличия от твоей этой ф-рено

        Комментарий

        • Shummy
          Senior Member
          • Jul 2006
          • 5503

          #5
          Сообщение от slipper Посмотреть сообщение
          Перегазовка происходит при выжатом сцеплении. Коробку разогнать ни до чего не возможно - вал в ней (тот, который нам нужен ) и так вращяется на скорости колес и делает это всегда, нам же надо разогнать двигатель до скорости этого самого вала помноженной на передатку выбранной передачи - сделать это можно только тогда, когда коробка "разнята" с двигателем, т.е. на выжатом сцеплении в дорожной машине или в момент прохода через нейтраль в ф-рено.
          Ахренеть!!! Это же надо такую ересь написать
          Слиппер,а для чего тогда конструктора в КПП синхронизаторы вставили?
          MIKC 2012-2013: xTravel
          MIKC 2013-2014: xTravel
          F1-RRT CUP 2014-2015 Prost
          F1-RRT CUP 2015-2016 Prost

          Комментарий

          • Правильный олигарх
            Ахтунг! Путаю педали!
            • Feb 2008
            • 1572

            #6
            Сообщение от Shummy Посмотреть сообщение
            Ахренеть!!! Это же надо такую ересь написать
            Слиппер,а для чего тогда конструктора в КПП синхронизаторы вставили?
            Чтобы синхронизировали

            Комментарий

            • zer0
              Senior Member
              • Mar 2007
              • 693

              #7
              Джон! Что это хлюпает у меня в коробке передач? - Овсянка, сэр... А что она там делает, Джон? - Хлюпает, сэр...

              Комментарий

              • начинающий
                Senior Member
                • Feb 2009
                • 708

                #8
                Сообщение от slipper Посмотреть сообщение
                Перегазовка происходит при выжатом сцеплении. Коробку разогнать ни до чего не возможно - вал в ней (тот, который нам нужен ) и так вращяется на скорости колес и делает это всегда, нам же надо разогнать двигатель до скорости этого самого вала помноженной на передатку выбранной передачи - сделать это можно только тогда, когда коробка "разнята" с двигателем, т.е. на выжатом сцеплении в дорожной машине или в момент прохода через нейтраль в ф-рено.
                Я всех поздравляю с выходом второй книги бреда от автора СЛИПЕР - для "благодарных читателей" , читайте и восхищайтесь талантом автора
                Кому не нравится ну просто не читайте эти фантазии и этот бред на свободную тему

                Комментарий

                • slipper
                  Senior Member
                  • Sep 2009
                  • 1744

                  #9
                  Сообщение от Shummy Посмотреть сообщение
                  Ахренеть!!! Это же надо такую ересь написать
                  Слиппер,а для чего тогда конструктора в КПП синхронизаторы вставили?
                  А причем тут синхронизаторы??? На машине с синхрами ты перегазовываешь не для того чтобы передачу включить, а чтобы у тебя рывка не было при отпускании сцепления изза разности в скоростях вращения вала в коробке и маховика.

                  Сообщение от начинающий Посмотреть сообщение
                  Я всех поздравляю с выходом второй книги бреда от автора СЛИПЕР - для "благодарных читателей" , читайте и восхищайтесь талантом автора
                  Бред в очередной раз начинаете писать вы - теперь выясняется что половина форума не знает что такое перегазовка и для чего она нужна. И не знает отличия кулачковой коробки от синхронизаторной. Позор, товарищи любители картинга.

                  Сообщение от vinnja Посмотреть сообщение
                  ммм..слиппер, ты на гражданской машине када нить пробовал переключать передачи без выжима сцепления?
                  если да, то расскажи в чем отличия от твоей этой ф-рено
                  Если переключаться на гражданской машине без выжима - это все равно что ехать на коробке без синхронизаторов. На формуле дело не только в самой коробке, но и в двигателе, а точнее в весе маховика.

                  На дорожной алгоритм переключения без сцепы вверх такой:
                  1) Небольшой сброс газа одновременно с переключением в нейтраль, сброс нужен для того чтобы ослабить загрузку на шестернях, тогда нейтраль включится практически без усилия на рычаге
                  2) На сброшеном газу ждем пока обороты упадут до нужных нам, это может занять секунды 2 в зависимости от двигателя.
                  3) Когда обороты встали на соответствующие скорости движения и выбранной передачи, включаем передачу, если попали в +\- 100 оборотов то никакого скрежета не будет, все включится и поедет как и должно.

                  Как видно, такой переключеия занимаем несколько секунд на дорожной машине и на самом деле гораздо медленней чем переключения со сцепой, которую всегда можно бросить и компенсировать разность скоростей пробуксовкой спецпления.

                  На формуле тоже самое работает так:
                  1) Небольшой сброс газа одновременно с переключением вверх. На Палмеровской формуле, надо собсно сбрасывать газ самому. На формуле-рено она сама отсекает топливо на мгновенье эмулируя короткий сброс газа.

                  Занимает это примерно 0.1-0.2 сек, переключение по сути настолько быстрое насколько быстро ты можешь двигать рукой

                  Важно, что не надо ждать падения оборотов - разница же в самих оборотах ничем не гасится, наоборот двигатель мгновенно замедляется до скорости колес из-за крайне легкого маховика. Из-за опять же легкого маховика не проходит большого удара внутри самой коробки (там по сути получается переключение железка в железку без какого-либо фрикционного движения где-быто ни было).

                  При проходе вниз точно также - чтоб перекючиться перегазовывать НЕ надо! Перегазовывать надо, чтобы перекючится без дисбаланса в машине. Двигатель ускорится до скорости коробки в любом случае, газом ты ему просто помогаешь. И делаешь это в тот самый кротчайший момент когда коробка проходит через нейтраль, без выжима сцепы.

                  Надеюсь доходчиво объяснил, особенно 2-3 тут отписавшимся вообще мимо кассы.
                  В игноре: к.а., LH, начинающий, nikot, zer0
                  --------------------------------------------------------------
                  http://www.alexeychuklin.com
                  http://www.facebook.com/angryslipper - рожабук

                  Комментарий

                  • nikot
                    Senior Member
                    • Jul 2006
                    • 6389

                    #10
                    Сообщение от slipper Посмотреть сообщение
                    (...)В дорожной машине мы перезаговываем на выжатом сцеплении, чтобы обороты двигателя совпали с оборотами вала в коробке передач (сори, не помню как это все правильно называется). В формуле же, поскольку сцепления нет, то и ПОЧТИ нет времени когда машина едет на нейтрали, т.е. между передачами, поэтому перегазовывать надо ОДНОВРЕМЕННО с переключением передачь, т.е. одним движением и ОЧЕНЬ коротко – неважно какие будут обороты при перегазовке и насколько они совпадут, просто с любым переключением вниз нужно коротко открыть газ на 40% в точности в момент движения рычага переключения передачь.(...)
                    ну, коли ты снова взялся лошить публично, значит - соскучился
                    поскольку для тебя авторитетов на этом форуме точно нет, я, комментируя твое высказывание, буду аппелировать к книге by Ross Bentley. кстати, ты вроде как знаком с этой книгой, по крайней мере так заявлял
                    так вот, ты смешал в одно два разных вида переключения: так называемый "heel and toe" и собственно "double-clutching". это - две разные перегазовки, и у них разные цели и задачи. НО: и то, и другое имеет непосредственное отношение к спортивному авто, в т.ч. и формуле.
                    расписывать подробно ничего не буду, ибо ты и без того самый умный и быстрый
                    КОСА-продакшн

                    Комментарий

                    • Nemo
                      Senior Member
                      • Apr 2005
                      • 2845

                      #11
                      Если вообще на пальцах, то для переключения передач вверх нужна небольшая задержка при отпущенной педали газа(сцепление выжимать не нужно) и потом включение высшей передачи, приблизительно подобрав скорости вращения первичного вала КПП и колёс - тут slipper, как ни странно, прав. Для включения нижней передачи нужно разогнать ... нет не двигатель, а именно коробку, а сделать это можно только с помощью двигателя, входящего в зацепление с коробкой, т.е. при отпущенной педали сцепления. Если делать перегазовку при нажатой педали сцепления, то вы ничего этим не добьётесь, т.к. "разогнав" двигатель, но не "разогнав" коробку при включении передачи вы услышите хр-р-р-пр-р-трах-ти-би-дох-бумс-пипец!
                      Люблю картинг

                      Комментарий

                      • _al_
                        Senior Member
                        • Mar 2005
                        • 919

                        #12
                        Сообщение от Nemo Посмотреть сообщение
                        Если делать перегазовку при нажатой педали сцепления, то вы ничего этим не добьётесь, т.к. "разогнав" двигатель, но не "разогнав" коробку при включении передачи вы услышите хр-р-р-пр-р-трах-ти-би-дох-бумс-пипец!
                        На 2-литровой ФРено секвентальная коробка. Максимум, что там можно сделать, - вырвать тросик между коробкой и ручкой "туда-сюда"

                        Комментарий

                        • zer0
                          Senior Member
                          • Mar 2007
                          • 693

                          #13
                          В какой палате у нас выдают международную лицензию не знаю, но страшно другое - этот чучело через годик, другой запросто может возглавить кольцевой комитет РАФ, подтянет под свою развесистую клюкву спонсоров (так как эти бараны, как пчёлы любят вот именно такой "сироп") и вот тут он нам всем покажет как переключаться и куда засунуть ваш" огромный опыт в картинге".

                          Комментарий

                          • _al_
                            Senior Member
                            • Mar 2005
                            • 919

                            #14
                            Сообщение от zer0 Посмотреть сообщение
                            В какой палате у нас выдают международную лицензию не знаю, но страшно другое - этот чучело через годик, другой запросто может возглавить кольцевой комитет РАФ, подтянет под свою развесистую клюкву спонсоров (так как эти бараны, как пчёлы любят вот именно такой "сироп") и вот тут он нам всем покажет как переключаться и куда засунуть ваш" огромный опыт в картинге".
                            Страшно - крестись!

                            Комментарий

                            • nikot
                              Senior Member
                              • Jul 2006
                              • 6389

                              #15
                              Сообщение от Nemo Посмотреть сообщение
                              Если делать перегазовку при нажатой педали сцепления, то вы ничего этим не добьётесь
                              добьемся, Слав
                              это делается для того, чтобы, отпустив сцепление, ты не "затормозил" и не "ускорил" ведущие колеса непосредственно перед входом в поворот. это - очень строго дозированное и аккуратное добавление газа (так называемый "blipping" the throttle) прямо перед включением сцепления уже на пониженой передаче. то есть это не имеет ничего общего с перегазовкой с двойным выжимом (double-clutching), которая как раз необходима для уверенного включения пониженной передачи. на синхронизированных или секвентальных кп двойной выжим, действительно, атавизм. впрочем, как пишут умные люди, он может пригодиться в случае отказа сцепления или порушеных синхронов - так что double-clutching тоже нужно тренировать
                              КОСА-продакшн

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X
                              😀
                              😂
                              🥰
                              😘
                              🤢
                              😎
                              😞
                              😡
                              👍
                              👎