Марки автомобилей F-1
За почти четыре десятилетия гонок Формулы 1 в чемпионате мира приняли участие ряд марок и команд. Многие марки за последние годы объединялись, исчезали или, после длительного перерыва, снова появлялись. Здесь приводится их обзор - среди них отсутствуют лишь автомобили, принимавшие участие в Инди 500, которые отличаются по конструкции от автомобилей Формулы 1, не смотря на то, что эта известная гонка в 50-е годы входила чемпионат мира. Данные приводятся на конец сезона 1986.
? ? ?
AFM (1952-53, D) - автомобили мюнхенского конструктора Алекса фон Фалькенхаусена, производная от спортивных BMW 328 с 2-литровым 6-цилиндровым мотором. Принимали участие в трех Гран При: в Нюрбургринге автомобили с моторами BMW дважды сошли, Ханс Штук на автомобиле с мотором Bristol был 14-м в Монце-53.
AGS (Automobiles Gonfaronaises Sportives, c 1986, F) - команда Генри Жюльена, ранее успешная в Ф-2 и Ф-3000. Дебют в Ф-1 в Монце с мотором ММ-1500 Turbo (Капелли).
Alfa Romeo (1950-51, 1979-85, I) - известная миланская автомобильная фирма выиграла два титула чемпиона мира с Фариной и Фанхио в 1950-51 г.г. с компрессорным автомобилем Alfetta. Возврат в Ф-1 в 1979, в 1983 передала автомобили команде Euroracing вместе с новыми "турбомоторами" V-8. После сезона 1985 закончила свою деятельность, моторы после этого поставляла команде Osella, а с 1987 новый 4-цилиндровый турбо и команде Ligier.
Alta (1950-52, GB) - четыре старта с британскими гонщиками, следующие два года моторы Alta можно было увидеть на шасси Cooper.
Amon (1974, GB) - неудачная конструкция гонщика Криса Эймона с мотором Ford DFV. Единственный старт в ГП Испании, в Монако прошел квалификацию, но не стартовал.
Apollon (1977) - переделанный Williams FW-03 DFV швейцарского гонщика Кессела. В Монце не прошел квалификацию.
Arrows (с 1978, GB) - команда появилась в результате ухода лучших специалистов Shadow. Дебют с Патрезе в Бразилии-78. Моторы Ford DFV, с 1984 г. - BMW Turbo. Шеф команды бывший гонщик Джэки Оливер.
ATS (Automobili Turismo e Sport, 1963-64, I) - интересная итальянская конструкция Карла Чити с 8-цилиндровым мотором собственной конструкции. Гонщики Фил Хилл и Багетти, после года выступления команда исчезла и как частное лицо на автомобиле в Монце-64 выступал Кабрал (Derrington - ATS). В 1967 г. мотор ATS 2700 в автомобиле Cooper швейцарца Мозера.
ATS (Auto Technik Specialzubehцr, 1977-84, D). Шеф команды Гюнтер Шмид взял на сезон 1977 американские автомобили Penske, на 1978 британские March из которых создал собственный ATS. Моторы Ford DFV, с 1983 г. BMW Turbo. В 1986 г. вернулся в качестве спонсора Tyrrell`a.
Aston-Martin (1959-60, GB) - попытка выиграть 24 часа в Ле Мане-59 и войти в мир Гран При, но автомобили пришли в конце формулы с моторами 2500 см3. Лишь 5 Гран При - Сальвадори, Шелби, Тринтиньян; автомобиль испытывал и Джим Кларк.
Aston-Butterworth (1952, GB) - попытка с автомобилем Гран При с мотором воздушного охлаждения, 3 старта.
Bellasi (1970-71, CH) - машина Guglielm`a Bellasi для швейцарца Сильвио Мозера. Несущий кузов, мотор Ford DFV; 2 Гран При.
Benetton (c 1986, GB-I) - новое название Toleman`a после приобретения его итальянским текстильным магнатом. Моторы BMW Turbo. Первая победа Герхарда Бергера в ГП Мексики. Ранее Benetton был спонсором Tyrrell`a и Alfa Romeo.
BMW (1952-53, D) - спортивный автомобиль с 6-цилиндровым мотором подготовленный Reif и Heck принимал участие в домашних ГП ФРГ (2 старта). Моторы BMW 2000 в Lol`e Губерта Хахна (Hubert Hahn) в Нюрбургринге 1967-68; с 1981 BMW Turbo для Brabham`a.
BORO (1976-77, GB-NL) - переделанный Ensign голландской команды для Ларри Перкинса и Брайана Хентона; 6 Гран При.
Brabham (c 1962, GB) - одна из известнейших марок. Её основатель Джэк Брэбэм дебютировал со своим автомобилем на Нюрбургринге-62 с мотором Climax; позже моторы BRM, Ford, Repco, c 1981 г. BMW Turbo, какое-то время и Alfa Romeo. Четыре титула чемпиона мира - 1966 Брэбэм, 1967 Денни Хальм, 1981 и 1983 Нельсон Пике. После Брэбэма владелец - Берни Экклстоун.
BRM (British Racing Motors, 1951-77) - очень известное имя британского национального автомобиля. После дебюта 16-цилиндровой машины первую победу завоевал Бонье на 4-цилиндровой в 1959 г.; в новую формулу пришел с 8-цилиндровым мотором (прежде чем был готов, ездил с мотором Climax), 1962-65 Стюарт и Грэм Хилл выиграли 11 Гран При, Хилл завоевал титул чемпиона в 1962 г. Для 3-литровой формулы подготовили 16-цилиндровый мотор, потом более простой 12-цилиндровый. Последняя победа Бельтуаза в ГП Монако-72. С 1975 г. Stanley-BRM с новым владельцем и упадок марки. Моторы BRM применялись и на других автомобилях. Всего 197 Гран При, 17 побед (+1 Lotus-BRM).
BRP (British Racing Partnership, 1963-64, GB) - команда Альфреда Мосса, отца Стирлинга, и Кена Грегори. Собственное шасси по образцу лучших в Формуле-1, мотор BRM V-8. Лучший результат Айрленда - 4 место во время дебюта в ГП Голландии-63; всего 13 Гран При.
Bugatti (1956, F) - единственный старт легендарной марки с новым автомобилем состоялся в Реймсе - Тринтиньян сошел. Автомобиль имел поперечно расположенный мотор!
Connaught (1952-59, GB) - лучший результат - 3 место Флокхарта в Монце-56. Моторы Alta. Пионер аэродинамических кузовов.
Connew (1972, GB) - единственный старт Франсуа Мижо закончился сходом в Цельтвеге. Конструкция Питера Конью, мотор Ford DFV.
Cooper (1950-69, GB) - одна из успешнейших марок истории Ф-1. Гарри Шелл дебютировал с типом F-3 с мотором JAP в Монако; там же закончилось и участие этой марки седьмым местом Вика Эльфорда на Cooper-Maserati. Брэбэм был чемпионом мира 1959-60 с мотором Climax, МакЛарен третий в ЧМ 1962, последняя победа Педро Родригеса в Кьялами-67. Использовала разные моторы - от Borgward до Ferrari, Maserati и BRM. Всего 128 Гран При, 16 побед.
Copersucar (1975-82, GB-BR) - попытка Эмерсона Фиттипальди создать национальный бразильский автомобиль. После ухода спонсора - сахародела Copersucar автомобили продолжали стартовать как Fittipaldi. Мотор Ford DFV.
Cosworth (1969, GB) - собственная конструкция моторостроительной фирмы. Привод всех колес, мотор DFV. В гонках не выступала.
De Tomaso (1961-62, 1970, I) - конструкция аргентинца итальянского происхождения, который сам стартовал в двух Гран При. Сначала оснащал автомобили моторами OSCA, Conrero, а затем и собственными 8-цилиндровыми. После неудачи вернулся в 1970, однако на новом автомобиле погиб Пирс Кэридж в ГП Голландии. Мотор Ford DFV.
Eagle (1966-69, USA) - с этим автомобилем выступал конструктор Дан Герни и оставил идею построить для него мотор Weslake V-12. Победил в ГП Бельгии-67. Всего 25 Гран При.
Eifelland (1972, D) - March 721 переделанный эксцентричным художником Луиджи Колони для Рольфа Штоммелена. Шесть Гран При без успеха; спонсор - производитель жилых прицепов Eifelland.
Emeryson (1956, 1961-62, GB) - четыре старта автомобилей Пола Эмери, который во время дебюта сам сидел за рулем. Эмери попробовал сконструировать и свои моторы.
EMW (1953, NDR) - единственный автомобиль из социалистической страны, который принял участие в гонке ЧМ - Барт сошел на Нюрбургринге. Автомобиль был сделан в Эйзенахе как развитие BMW 328.
ENB-Maserati (1962, I) - единственный старт Бианчи в ГП ФРГ.
Ensign (1973-83, GB) - автомобили Морриса Нанна появились по заказу богатого Рикки фон Опеля, потомка основателя автопредприятия Opel. После его ухода Нанн нашел отличных гонщиков, однако, в конце концов, в 1983 г. команда объединилась с Theodore Racing, позже перешла в формулу CART (Indy). Моторы Ford DFV.
ERA (English Racing Automobiles, 1950-52) - автомобили, которые до BRM должны были быть гордостью Британии, появлялись также в семи Гран При еще после войны. Однако были уже устаревшими. Их моторы произошли из 6-цилиндровых Riley.
Fittipaldi - cм. Copersucar, обозначение с 1980 г.
Ferguson P99 - Climax (1961, GB) - первый автомобиль Гран При с приводом всех колес. Единственный старт, но с двумя гонщиками - Моссом и Файрмэном. Мосс позже выиграл Золотой кубок в Оултон Парк; потом автомобиль добился успеха в гонках на холм (Бонниер, Вестбери).
Ferrari (c 1950, I) - легенда гонок Формулы-1, вместе с Lotus`ом успешнейшая марка. После классических 12-цилиндровых моторов в последнее время перешла на 6-цилиндровые турбомоторы. Титулы ЧМ: Аскари 1952-53, Фанхио 1956, Хоторн 1958, Фил Хилл 1961, Сертиз 1964, Лауда 1975 и 1977, Джоди Шехтер 1979. Всего 91 победа.
Frazer-Nash (1952, GB) - автомобиль с 2-литровым 6-цилиндровым мотором вышедший из BMW 328. Четыре Гран При; Кен Вартон 4-й в ГП Швейцарии.
Gilby (1961-63, GB) - автомобиль Кейта Грина, в 80-х годах менеджера команды в ЧМ в гонках на выносливость. После 1962 г. отказался от стартов и продал фирму Gilby, на автомобиле потом ездил Ян Раби (Jan Raby). Моторы Climax и BRM; три Гран При.
Gordini (1950-56, F) - сначала переделанные автомобили Simca, потом Амеди Гордини построил собственные 6- и 8-цилиндровые машины. Лучшим гонщиком был Jean Behra, который в 1952 г. не отставал и от Ferrari. После 1953 г. конкурентоспособность автомобилей упала. Позже Гордини доводит автомобили Renault и мотор первого автомобиля Формулы-1 этой марки собственно говоря производная его 2-литрового мотора для спортпрототипов...
Hesketh (1974-78, GB) - автомобиль полного британского лорда, который привел в Формулу-1 Джеймса Ханта. Сначала Хескет купил March и Surtees, потом подготовил автомобили собственной конструкции, с которыми Хант выиграл ГП Голландии-75 и был четвертым в ЧМ! После ухода Ханта команда бесславно закончила свое существование, чтобы снова воспрянуть в 1977 г., но в следующем году окончательно закончила свое существование с медленной Дивиной Галиковой за рулем ... Моторы Ford DFV.
Honda (1964-68, JP) - первая японская марка в Формуле-1. После неуклюжего дебюта в Нюрбургринге с Бакнэмем, Гинтер выигрывает ГП Мексики-65; в 1967 г. Сертиз первый в Монце и четвертый в ЧМ; в 1968 г. на прототипе с 8-цилиндровым мотором воздушного охлаждения разбился Шлессер (остальные моторы имели 12 цилиндров и обычное водяное охлаждение). Возврат в качестве поставщика моторов с наддувом в 1983 г.
HWM (1951-54, GB) - марка, на которой дебютировали Стирлинг Мосс и Питер Коллинз. Всего 14 Гран При.
ISO-Marlboro (1973-74, GB-I) - обозначение автомобилей команды Уильямса в соответствии с новыми спонсорами: итальянская фирма по производству спортивных автомобилей и табачный концерн. Всего 30 Гран При. Моторы Ford DFV.
Jaguar (1950, GB) - во время единственного старта Биондетти сошел в Монце.
JBW (1959-61, GB) - в трех стартах с мотором Maserati гонщик Брайан Нэйлор сходил.
Kauhsen (1979, D) - эксперимент с немецким автомобилем Формулы-1. Неве уволен еще до начала сезона, Бранкателли не прошел квалификацию. Мотор DFV.
Kojima (1976-77, JP) - третья японская конструкция Формулы-1, удивила быстрейшим кругом в ГП Японии-76 (Хашеми). Лишь два Гран При в Японии, к европейскому сезону 1978 автомобиль испытывали Росберг и Бранкателли, но до старта дело не дошло. Мотор Ford DFV.
Kurtis-Kraft (1959, USA) - Роджер Уорд сошел в ГП США с американским миджетом!
Lancia (1954-55, I) - быстрые автомобили с собственными 8-цилиндровыми моторами. После смерти Альберто Аскари Джованни Лянча продал команду и автомобили Феррари и под его именем в 1956 г. они с Фанхио стали чемпионами мира. Как Lancia стартовали лишь пять раз, Кастелотти был вторым в Монако-55.
LDS (1962-65, 1967-68, ZA) - автомобили Дуга Серрари для гонок в Киалами. Для формулы 1500 с мотором Alfa Romeo, для 3-литровой с Climax и Repco. После ухода Серрари гонщиком был Сэм Тингл. Всего 5 Гран При.
LEC (1977, GB) - автомобиль Дэвида Парли с мотором Ford DFV. Дебют в Бельгии, лишь 3 Гран При.
Ligier (c 1976, F) - успешнейшая французская марка, Жак Лаффит имел шанс завоевать титул чемпиона - в 1979-1981 г.г. он четвертый в ЧМ. Сначала моторы Marta, потом Ford DFV, снова Matra (с поддержкой Talbot) и с 1984 г. Renault Turbo.
Lola (1962-63, 1967-68, 1974-76, 1985-86, GB) - четырежды уже приходила одна из крупнейших фирм по производству гоночных автомобилей в Формулу-1. Сначала в формуле 1500 с мотором Climax отъездила 15 Гран При, Сертиз был 4-м в ЧМ 1962; в трехлитровой формуле дважды Хахн в Нюрбургринге выступал с 2-литровым 4-цилиндровым BMW на шасси Lola F2; с командой Embassy Грэма Хилла вернулась на 28 Гран При в 70-х годах. Автомобили Lola T-370 и Т-371 позже получили обозначение Hill GH-1. Моторы Ford DFV. После авиакатастрофы зимой 1975 г., в которой погибли гонщики Хилл и Тони Брайз, команда была распущена. Четвертое возвращение было с Аланом Джонсом в Монце-85 г. с типом THL-1 американского представителя Lol`ы Карла Хааса, мотором Hart Turbo и поддержкой Beatrice, команда FORCE! В 1986 г. перешли на новые 6-цилиндровые моторы с турбонаддувом Ford F-1.
Lotus (c 1958, GB) - марку, основанную, и до 1982 г. находившуюся под руководством Колина Чэпмена представлять не надо. Чэпмен шокировал общественность революционными конструкциями - первая несущая конструкция типа 25, тип 49 с мотором Ford DFV, клинообразный тип 72, первый автомобиль, использующий прижимающий эффект типа 79, автомобиль 82 с двойным кузовом и т.д. Lotus`у принадлежат титулы ЧМ в 1963 и 1965 г.г. с Джимом Кларком, 1968 с Грэмом Хиллом, 1970 с Йохеном Риндтом, 1972 с Эмерсоном Фиттипальди, 1978 с Марио Андретти. Моторы Climax и BRM, c 1967 Ford DFV, c 1983 Renault Turbo.
Lyncar (1975, GB) - его автор - настройщик моторов Ford Джон Николсон. В Сильверстоуне закончил единственный ГП. Мотор Ford DFV.
Maki (1974-76, JP) - после многих безуспешных попыток, второй японский автомобиль Ф1, в конце концов прошел квалификацию на домашнем Гран При, но в гонке из-за поломки не стартовал. Мотор Ford DFV.
March (1970-77, 1981-83, GB) - фирма шумно дебютировала, на первый сезон обеспечив себе Стюарта, Эймона, Зифферта и Андретти! Лучшим результатом, однако, осталось второе место Ронни Петерсона в ЧМ-71. Автомобили March постепенно использовали и другие команды. После 1977 года всю материальную часть March'а в Ф1 выкупил Гюнтер Шмидт для команды ATS. К 1981 году March вернулся в Ф1 под "крышей" команды RAM, но в сезоне-83 RAM из автомобиля March разработали собственную конструкцию. Моторы Ford DFV, в 1972 году для одного итальянского гонщика - Alfa Romeo V8. В 1987 году March планирует возвращение в Ф1 с мотором Ford DFZ 3.5.
Martini (1978, F) - единственная попытка успешного производителя Ф3 прорваться в Ф1. Рене Арну участвовал в 4 Гран При. Мотор Ford DFV.
Matra (1966-72, F) - французская фирма по выпуску ракет и спортивных автомобилей пришла в Ф1 с автомобилями Matra-Cosworth F2. На них выросли все французские надежды - Пескароло, Бельтуаз, Серво-Гавэн и т.д. Уже в 1969 году Стюарт был чемпионом мира (мотор Ford DFV), параллельно готовились автомобили с собственными моторами Matra V12. С 1970 года, по желанию спонсоров, Matra использовали только французские моторы Chrysler-Simca. В руках Криса Эймона автомобиль был очень быстрым, но ненадежным. Позже Matra лишь поставляли моторы для Ligier, а в качестве эксперимента в 1975 году и для Shadow. Всего 63 Гран При, 9 побед.
Maserati (1950-1960, I) - легендарная итальянская марка, с ее самой совершенной моделью 250F Фанхио в 1957 году стал чемпионом мира. В 68 Гран При добыто 9 побед. Позже - поставка моторов, дольше других автомобилям Cooper.
McLaren (c 1966, GB) - марка основана новозеландским гонщиком Брюсом Маклареном. McLaren - самый успешный автомобиль Формулы-1 80-х годов (ЧМ 1984 - Лауда, 1985-86 - Прост). Сначала моторы Ford-USA, Serenissima и BRM; с 1968 года Ford DFV и с Зандвоорта-83 TAG-Porsche Turbo.
Mercedes-Benz (1954-55, D) - выступление штутгардской автомобильной фирмы закончилось двумя титулами ЧМ для Фанхио! Фантастическое соотношение - 9 побед за 12 стартов! 8-цилиндровые моторы с десмодромным газораспределением.
Merzario (1978-79, I) - неудачная попытка итальянского пилота Формулы-1 Артура Мерцарио войти в среду конструкторов. Всего 10 Гран При, мотор Ford DFV.
Minardi (с 1985, I) - бывшая команда Ф2, которая дебютировала с мотором Ford DFV, но скоро перешла на специально подготовленные 6-цилиндровые моторы с наддувом фирмы Motori Moderni.
OSCA (1951-53, 1958, 1961, I) - марка была создана братьями Maserati, которые оставили собственную фирму. Самой известной была 12-цилиндровая модель начала 50-х годов. Позже использовались моторы производные от FIAT'а. Всего 6 Гран При.
Osella (c 1980, I) - команда туринского конструктора спортивных прототипов. Сначала мотор Ford DFV, потом Alfa Romeo V12, с Имолы-84 наддувные Alfa V8.
Parnelli (1974-77, USA) - лучшим результатом Марио Андретти, который был выбран Джонсом Парнелли для национального автомобиля США, было четвертое место в ГП Швеции-75. Мотор Ford DFV, 16 Гран При.
Penske (1974-77, USA) - мичиганский промышленник Роджер Пенске пришел в Формулу-1 с автомобилем PC1, однако потом купил March 751 (=PC2). На наиболее удачном PC4 Джон Уотсон выиграл ГП Австрии-76. Позже Penske вернулся в гонки Индикар а автомобили продал команде ATS. Моторы Ford DFV.
Porsche (1957-64, D) - с собственными автомобилями успешной марке не очень везло - из 33 Гран При Герни выиграл лишь ГП Франции-62. Porsche вернулись лишь с выдающимися моторами TAG Turbo.
Politoys (1972, GB) - этим автомобилем Фрэнк Уильямс в конце сезона-72 заменил March 721, но Пескароло уничтожил его во время единственного старта в Брэндс Хэтч. Мотор Ford DFV.
Protos-Ford F2 (1967, GB) - два автомобиля принимали участие только на гонках в Нюрбургринге. Харт и Арекс сошли.
RAM (1984-85, GB) - команда Джона МакДональда выставляла разные автомобили, например Brabham BT42 (1976), Williams FW07 (1980), а с 1981 года March. Из шасси March'а разработала собственные автомобили RAM с мотором Hart Turbo. Из-за недостатка финансовых средств после тестов с Такуэллом команда в сезоне 1986 года не стартовала.
Renault (1977-85, F) - пионер моторов с турбонаддувом в Формуле-1. Её 6-цилиндровые моторы впервые выиграли на ГП Франции-79. После 1985 года Renault сняла свои автомобили и поставляла моторы командам Lotus, Ligier и Tyrrell.
Rebaque (1979, GB) - попытка мексиканского гонщика Гектора Ребака стать одним из конструкторов. Автомобиль является производной Lotus'а 79. Единственный старт принял на ГП Канады, а в США не прошел квалификацию и позже перешел в команду Brabham.
Scarab (1960, USA) - первый американский автомобиль Формулы-1 с мотором вышедшим от Offenhauser'а. Лишь 2 Гран При, затруднения с моторами.
Scirocco (1963-64, GB) - доработанный Emeryson с мотором BRM в команде Тони Сеттембра. 5 Гран При.
Shannon-Climax (1966, GB) - единственный старт в ГП Великобритании.
Shadow (1973-81, USA-GB) - очередная попытка создать американскую Ф1, на этот раз Дэна Николза. Самой удачной оказалась модель DN5 1975 года, но в конце концов команду купил Тедди Йип (Theodore). Моторы Ford DFV, в 1975 году в качестве эксперимента Matra.
Spirit (1983-85, GB) - после успеха в Ф2, японская фирма Honda доверила команде свой первый 6-цилиндровый турбомотор Формулы-1. В 1984 году его получила Williams, а Spirit еще какое-то время продолжала выступать с моторами Hart Turbo (на ГП Детройта-84 использовала также Ford DFV).
Stebro-Ford (1963, USA) - в единственном старте Брекер седьмой на ГП США.
Surtees (1970-78, GB) - чемпион мира по мотогонкам Джон Сертиз после перехода в автогонки стал еще и отличным конструктором. Однако у него не было финансовых средств, так что его автомобили с моторами Ford DFV не могли добиться больших успехов. Всего 118 Гран При.
Talbot (1950-51, F) - тяжелые и малоустойчивые автомобили майора Лаго с собственными 6-цилиндровыми моторами. В первом сезоне чемпионата мира, на одном из Гран При Розье завоевал четвертое место. Всего 13 Гран При. После восстановления марки в конце 70-х годов, Talbot возвратилась в Ф1 в качестве спонсора Ligier.
Tec-Mec (1959, I) - переделанный конструктором Колотти Maserati 250F. Единственный старт d'Oreye на ГП США.
Tecno (1972-73, I) - интересная активность итальянских братьев Педерззано - для автомобиля сделали мотор, пригласили в качестве гонщиков сначала Галли и Белла, потом и Эймона, но в 10 Гран При потерпели неудачу...
Theodore (1978, 1981-83) - гонгконгский торговец Тедди Йип много раз приходил в Ф1 в качестве спонсора. В конце концов в сотрудничестве с фирмой Ralt построил собственный автомобиль Ф1 (1978 - единственный старт Росберга). В конце 1980 года Йип купил команду Shadow и из них появились новые автомобили Theodore. В 1983 году Theodore объединился с Ensign, а затем перешел из Ф1 в формулу CART. Все автомобили с моторами Ford DFV.
Thinwall Special (1951, GB-I) - был переделанным Ferrari для команды производителя подшипников Тони Вандервелла.
Token (1974, GB) - должны были сначала появиться под маркой Rondel, но эта команда Ф2 исчезла. Позже стартовали под именем Safir. На ГП Бельгии за Token с хорошим временем дебютировал Прайс, следующие два года на Гран При выступал Эшли.
Toleman (c 1981, GB) - был первым автомобилем с мотором Hart Turbo. Команду основал гонщик на катерах Тэд Тоулмен, но после сезона 1985 года продал ее текстильному магнату Лючано Бенеттону. С 1986 года произошла перемена названия на Benetton, моторы Hart были заменены на моторы BMW.
Trojan (1974, GB) - автомобиль Рона Таурнака для Тима Шенкена. Всего 6 Гран При.
Tyrrell (c 1970, GB) - команда знаменитого открывателя талантов перешла на собственные автомобили в конце сезона-70. Яркая индивидуальность Джекки Стюарта как гонщика дала Tyrrell'у два очередных титула чемпиона мира 1971 и 1973 годов (после первого титула с Matra 1969 году). Команда долго использовала моторы Ford DFV, прежде чем в 1985 году наконец-то перешла на турбомоторы Renault.
Vanwall (1954-58, GB) - очень успешная команда Тони Вандервелла. В конструировании машины принимали участие лучшие британские специалисты, включая Колина Чэпмена. В 26 стартах 9 побед! Автомобиль имел 4-цилиндровый мотор Vanwall расположенный спереди. После смерти Льюис-Эванса на ГП Марокко команда отказалась от дальнейшего участия в Гран При.
Veritas (1952-54, D) - очередная переделка BMW 328, известная под именами Meteor, Klenk и др. Всего 7 Гран При.
Williams (c 1975, GB) - команда Фрэнка Уильямса. Ранее стартовала с разными автомобилями - Brabham, De Tomaso, March, Politoys, ISO-Marlboro. С 1975 года Williams вместе с Wolf'ом позаимствовали автомобили Hesketh, создав Wolf-Williams. С моделью FW06 Williams окончательно перешла к собственной марке. После трудных родов теперь это одна из сильнейших команд, которая борется за титул вместе с командой McLaren. Моторы Ford DFV, с Кьялами-83 - Honda Turbo.
Wolf (1977-79, GB-A-CDN) - команда канадско-австрийского промышленника пришла в Ф1 сначала как спонсор, а с 1977 года с собственным автомобилем Wolf WR1, который победил во время дебюта на ГП Аргентины! В первом сезоне Джоди Шектер был вторым в чемпионате мира! Потом удача пошла на убыль и в 1979 году гонщик Джэймс Хант и команда Wolf одновременно покидают Ф1... Моторы Ford DFV.
Zakspeed (c 1985, D) - новичок чемпионата мира, автомобиль когда-то успешной команды Эрика Заковского в чемпионате дорожных автомобилей. Собственные 4-цилиндровые моторы Zakspeed Turbo.
? ? ?
Таков нынешний обзор марок, которые стартовали в чемпионатах мира Формулы-1. Можно предположить, что к ним с наступлением новой формулы добавятся новые - ведь только за последние два года появилось четыре...
Tom Hyan, Motor (ЧССР) - 1987
За почти четыре десятилетия гонок Формулы 1 в чемпионате мира приняли участие ряд марок и команд. Многие марки за последние годы объединялись, исчезали или, после длительного перерыва, снова появлялись. Здесь приводится их обзор - среди них отсутствуют лишь автомобили, принимавшие участие в Инди 500, которые отличаются по конструкции от автомобилей Формулы 1, не смотря на то, что эта известная гонка в 50-е годы входила чемпионат мира. Данные приводятся на конец сезона 1986.
? ? ?
AFM (1952-53, D) - автомобили мюнхенского конструктора Алекса фон Фалькенхаусена, производная от спортивных BMW 328 с 2-литровым 6-цилиндровым мотором. Принимали участие в трех Гран При: в Нюрбургринге автомобили с моторами BMW дважды сошли, Ханс Штук на автомобиле с мотором Bristol был 14-м в Монце-53.
AGS (Automobiles Gonfaronaises Sportives, c 1986, F) - команда Генри Жюльена, ранее успешная в Ф-2 и Ф-3000. Дебют в Ф-1 в Монце с мотором ММ-1500 Turbo (Капелли).
Alfa Romeo (1950-51, 1979-85, I) - известная миланская автомобильная фирма выиграла два титула чемпиона мира с Фариной и Фанхио в 1950-51 г.г. с компрессорным автомобилем Alfetta. Возврат в Ф-1 в 1979, в 1983 передала автомобили команде Euroracing вместе с новыми "турбомоторами" V-8. После сезона 1985 закончила свою деятельность, моторы после этого поставляла команде Osella, а с 1987 новый 4-цилиндровый турбо и команде Ligier.
Alta (1950-52, GB) - четыре старта с британскими гонщиками, следующие два года моторы Alta можно было увидеть на шасси Cooper.
Amon (1974, GB) - неудачная конструкция гонщика Криса Эймона с мотором Ford DFV. Единственный старт в ГП Испании, в Монако прошел квалификацию, но не стартовал.
Apollon (1977) - переделанный Williams FW-03 DFV швейцарского гонщика Кессела. В Монце не прошел квалификацию.
Arrows (с 1978, GB) - команда появилась в результате ухода лучших специалистов Shadow. Дебют с Патрезе в Бразилии-78. Моторы Ford DFV, с 1984 г. - BMW Turbo. Шеф команды бывший гонщик Джэки Оливер.
ATS (Automobili Turismo e Sport, 1963-64, I) - интересная итальянская конструкция Карла Чити с 8-цилиндровым мотором собственной конструкции. Гонщики Фил Хилл и Багетти, после года выступления команда исчезла и как частное лицо на автомобиле в Монце-64 выступал Кабрал (Derrington - ATS). В 1967 г. мотор ATS 2700 в автомобиле Cooper швейцарца Мозера.
ATS (Auto Technik Specialzubehцr, 1977-84, D). Шеф команды Гюнтер Шмид взял на сезон 1977 американские автомобили Penske, на 1978 британские March из которых создал собственный ATS. Моторы Ford DFV, с 1983 г. BMW Turbo. В 1986 г. вернулся в качестве спонсора Tyrrell`a.
Aston-Martin (1959-60, GB) - попытка выиграть 24 часа в Ле Мане-59 и войти в мир Гран При, но автомобили пришли в конце формулы с моторами 2500 см3. Лишь 5 Гран При - Сальвадори, Шелби, Тринтиньян; автомобиль испытывал и Джим Кларк.
Aston-Butterworth (1952, GB) - попытка с автомобилем Гран При с мотором воздушного охлаждения, 3 старта.
Bellasi (1970-71, CH) - машина Guglielm`a Bellasi для швейцарца Сильвио Мозера. Несущий кузов, мотор Ford DFV; 2 Гран При.
Benetton (c 1986, GB-I) - новое название Toleman`a после приобретения его итальянским текстильным магнатом. Моторы BMW Turbo. Первая победа Герхарда Бергера в ГП Мексики. Ранее Benetton был спонсором Tyrrell`a и Alfa Romeo.
BMW (1952-53, D) - спортивный автомобиль с 6-цилиндровым мотором подготовленный Reif и Heck принимал участие в домашних ГП ФРГ (2 старта). Моторы BMW 2000 в Lol`e Губерта Хахна (Hubert Hahn) в Нюрбургринге 1967-68; с 1981 BMW Turbo для Brabham`a.
BORO (1976-77, GB-NL) - переделанный Ensign голландской команды для Ларри Перкинса и Брайана Хентона; 6 Гран При.
Brabham (c 1962, GB) - одна из известнейших марок. Её основатель Джэк Брэбэм дебютировал со своим автомобилем на Нюрбургринге-62 с мотором Climax; позже моторы BRM, Ford, Repco, c 1981 г. BMW Turbo, какое-то время и Alfa Romeo. Четыре титула чемпиона мира - 1966 Брэбэм, 1967 Денни Хальм, 1981 и 1983 Нельсон Пике. После Брэбэма владелец - Берни Экклстоун.
BRM (British Racing Motors, 1951-77) - очень известное имя британского национального автомобиля. После дебюта 16-цилиндровой машины первую победу завоевал Бонье на 4-цилиндровой в 1959 г.; в новую формулу пришел с 8-цилиндровым мотором (прежде чем был готов, ездил с мотором Climax), 1962-65 Стюарт и Грэм Хилл выиграли 11 Гран При, Хилл завоевал титул чемпиона в 1962 г. Для 3-литровой формулы подготовили 16-цилиндровый мотор, потом более простой 12-цилиндровый. Последняя победа Бельтуаза в ГП Монако-72. С 1975 г. Stanley-BRM с новым владельцем и упадок марки. Моторы BRM применялись и на других автомобилях. Всего 197 Гран При, 17 побед (+1 Lotus-BRM).
BRP (British Racing Partnership, 1963-64, GB) - команда Альфреда Мосса, отца Стирлинга, и Кена Грегори. Собственное шасси по образцу лучших в Формуле-1, мотор BRM V-8. Лучший результат Айрленда - 4 место во время дебюта в ГП Голландии-63; всего 13 Гран При.
Bugatti (1956, F) - единственный старт легендарной марки с новым автомобилем состоялся в Реймсе - Тринтиньян сошел. Автомобиль имел поперечно расположенный мотор!
Connaught (1952-59, GB) - лучший результат - 3 место Флокхарта в Монце-56. Моторы Alta. Пионер аэродинамических кузовов.
Connew (1972, GB) - единственный старт Франсуа Мижо закончился сходом в Цельтвеге. Конструкция Питера Конью, мотор Ford DFV.
Cooper (1950-69, GB) - одна из успешнейших марок истории Ф-1. Гарри Шелл дебютировал с типом F-3 с мотором JAP в Монако; там же закончилось и участие этой марки седьмым местом Вика Эльфорда на Cooper-Maserati. Брэбэм был чемпионом мира 1959-60 с мотором Climax, МакЛарен третий в ЧМ 1962, последняя победа Педро Родригеса в Кьялами-67. Использовала разные моторы - от Borgward до Ferrari, Maserati и BRM. Всего 128 Гран При, 16 побед.
Copersucar (1975-82, GB-BR) - попытка Эмерсона Фиттипальди создать национальный бразильский автомобиль. После ухода спонсора - сахародела Copersucar автомобили продолжали стартовать как Fittipaldi. Мотор Ford DFV.
Cosworth (1969, GB) - собственная конструкция моторостроительной фирмы. Привод всех колес, мотор DFV. В гонках не выступала.
De Tomaso (1961-62, 1970, I) - конструкция аргентинца итальянского происхождения, который сам стартовал в двух Гран При. Сначала оснащал автомобили моторами OSCA, Conrero, а затем и собственными 8-цилиндровыми. После неудачи вернулся в 1970, однако на новом автомобиле погиб Пирс Кэридж в ГП Голландии. Мотор Ford DFV.
Eagle (1966-69, USA) - с этим автомобилем выступал конструктор Дан Герни и оставил идею построить для него мотор Weslake V-12. Победил в ГП Бельгии-67. Всего 25 Гран При.
Eifelland (1972, D) - March 721 переделанный эксцентричным художником Луиджи Колони для Рольфа Штоммелена. Шесть Гран При без успеха; спонсор - производитель жилых прицепов Eifelland.
Emeryson (1956, 1961-62, GB) - четыре старта автомобилей Пола Эмери, который во время дебюта сам сидел за рулем. Эмери попробовал сконструировать и свои моторы.
EMW (1953, NDR) - единственный автомобиль из социалистической страны, который принял участие в гонке ЧМ - Барт сошел на Нюрбургринге. Автомобиль был сделан в Эйзенахе как развитие BMW 328.
ENB-Maserati (1962, I) - единственный старт Бианчи в ГП ФРГ.
Ensign (1973-83, GB) - автомобили Морриса Нанна появились по заказу богатого Рикки фон Опеля, потомка основателя автопредприятия Opel. После его ухода Нанн нашел отличных гонщиков, однако, в конце концов, в 1983 г. команда объединилась с Theodore Racing, позже перешла в формулу CART (Indy). Моторы Ford DFV.
ERA (English Racing Automobiles, 1950-52) - автомобили, которые до BRM должны были быть гордостью Британии, появлялись также в семи Гран При еще после войны. Однако были уже устаревшими. Их моторы произошли из 6-цилиндровых Riley.
Fittipaldi - cм. Copersucar, обозначение с 1980 г.
Ferguson P99 - Climax (1961, GB) - первый автомобиль Гран При с приводом всех колес. Единственный старт, но с двумя гонщиками - Моссом и Файрмэном. Мосс позже выиграл Золотой кубок в Оултон Парк; потом автомобиль добился успеха в гонках на холм (Бонниер, Вестбери).
Ferrari (c 1950, I) - легенда гонок Формулы-1, вместе с Lotus`ом успешнейшая марка. После классических 12-цилиндровых моторов в последнее время перешла на 6-цилиндровые турбомоторы. Титулы ЧМ: Аскари 1952-53, Фанхио 1956, Хоторн 1958, Фил Хилл 1961, Сертиз 1964, Лауда 1975 и 1977, Джоди Шехтер 1979. Всего 91 победа.
Frazer-Nash (1952, GB) - автомобиль с 2-литровым 6-цилиндровым мотором вышедший из BMW 328. Четыре Гран При; Кен Вартон 4-й в ГП Швейцарии.
Gilby (1961-63, GB) - автомобиль Кейта Грина, в 80-х годах менеджера команды в ЧМ в гонках на выносливость. После 1962 г. отказался от стартов и продал фирму Gilby, на автомобиле потом ездил Ян Раби (Jan Raby). Моторы Climax и BRM; три Гран При.
Gordini (1950-56, F) - сначала переделанные автомобили Simca, потом Амеди Гордини построил собственные 6- и 8-цилиндровые машины. Лучшим гонщиком был Jean Behra, который в 1952 г. не отставал и от Ferrari. После 1953 г. конкурентоспособность автомобилей упала. Позже Гордини доводит автомобили Renault и мотор первого автомобиля Формулы-1 этой марки собственно говоря производная его 2-литрового мотора для спортпрототипов...
Hesketh (1974-78, GB) - автомобиль полного британского лорда, который привел в Формулу-1 Джеймса Ханта. Сначала Хескет купил March и Surtees, потом подготовил автомобили собственной конструкции, с которыми Хант выиграл ГП Голландии-75 и был четвертым в ЧМ! После ухода Ханта команда бесславно закончила свое существование, чтобы снова воспрянуть в 1977 г., но в следующем году окончательно закончила свое существование с медленной Дивиной Галиковой за рулем ... Моторы Ford DFV.
Honda (1964-68, JP) - первая японская марка в Формуле-1. После неуклюжего дебюта в Нюрбургринге с Бакнэмем, Гинтер выигрывает ГП Мексики-65; в 1967 г. Сертиз первый в Монце и четвертый в ЧМ; в 1968 г. на прототипе с 8-цилиндровым мотором воздушного охлаждения разбился Шлессер (остальные моторы имели 12 цилиндров и обычное водяное охлаждение). Возврат в качестве поставщика моторов с наддувом в 1983 г.
HWM (1951-54, GB) - марка, на которой дебютировали Стирлинг Мосс и Питер Коллинз. Всего 14 Гран При.
ISO-Marlboro (1973-74, GB-I) - обозначение автомобилей команды Уильямса в соответствии с новыми спонсорами: итальянская фирма по производству спортивных автомобилей и табачный концерн. Всего 30 Гран При. Моторы Ford DFV.
Jaguar (1950, GB) - во время единственного старта Биондетти сошел в Монце.
JBW (1959-61, GB) - в трех стартах с мотором Maserati гонщик Брайан Нэйлор сходил.
Kauhsen (1979, D) - эксперимент с немецким автомобилем Формулы-1. Неве уволен еще до начала сезона, Бранкателли не прошел квалификацию. Мотор DFV.
Kojima (1976-77, JP) - третья японская конструкция Формулы-1, удивила быстрейшим кругом в ГП Японии-76 (Хашеми). Лишь два Гран При в Японии, к европейскому сезону 1978 автомобиль испытывали Росберг и Бранкателли, но до старта дело не дошло. Мотор Ford DFV.
Kurtis-Kraft (1959, USA) - Роджер Уорд сошел в ГП США с американским миджетом!
Lancia (1954-55, I) - быстрые автомобили с собственными 8-цилиндровыми моторами. После смерти Альберто Аскари Джованни Лянча продал команду и автомобили Феррари и под его именем в 1956 г. они с Фанхио стали чемпионами мира. Как Lancia стартовали лишь пять раз, Кастелотти был вторым в Монако-55.
LDS (1962-65, 1967-68, ZA) - автомобили Дуга Серрари для гонок в Киалами. Для формулы 1500 с мотором Alfa Romeo, для 3-литровой с Climax и Repco. После ухода Серрари гонщиком был Сэм Тингл. Всего 5 Гран При.
LEC (1977, GB) - автомобиль Дэвида Парли с мотором Ford DFV. Дебют в Бельгии, лишь 3 Гран При.
Ligier (c 1976, F) - успешнейшая французская марка, Жак Лаффит имел шанс завоевать титул чемпиона - в 1979-1981 г.г. он четвертый в ЧМ. Сначала моторы Marta, потом Ford DFV, снова Matra (с поддержкой Talbot) и с 1984 г. Renault Turbo.
Lola (1962-63, 1967-68, 1974-76, 1985-86, GB) - четырежды уже приходила одна из крупнейших фирм по производству гоночных автомобилей в Формулу-1. Сначала в формуле 1500 с мотором Climax отъездила 15 Гран При, Сертиз был 4-м в ЧМ 1962; в трехлитровой формуле дважды Хахн в Нюрбургринге выступал с 2-литровым 4-цилиндровым BMW на шасси Lola F2; с командой Embassy Грэма Хилла вернулась на 28 Гран При в 70-х годах. Автомобили Lola T-370 и Т-371 позже получили обозначение Hill GH-1. Моторы Ford DFV. После авиакатастрофы зимой 1975 г., в которой погибли гонщики Хилл и Тони Брайз, команда была распущена. Четвертое возвращение было с Аланом Джонсом в Монце-85 г. с типом THL-1 американского представителя Lol`ы Карла Хааса, мотором Hart Turbo и поддержкой Beatrice, команда FORCE! В 1986 г. перешли на новые 6-цилиндровые моторы с турбонаддувом Ford F-1.
Lotus (c 1958, GB) - марку, основанную, и до 1982 г. находившуюся под руководством Колина Чэпмена представлять не надо. Чэпмен шокировал общественность революционными конструкциями - первая несущая конструкция типа 25, тип 49 с мотором Ford DFV, клинообразный тип 72, первый автомобиль, использующий прижимающий эффект типа 79, автомобиль 82 с двойным кузовом и т.д. Lotus`у принадлежат титулы ЧМ в 1963 и 1965 г.г. с Джимом Кларком, 1968 с Грэмом Хиллом, 1970 с Йохеном Риндтом, 1972 с Эмерсоном Фиттипальди, 1978 с Марио Андретти. Моторы Climax и BRM, c 1967 Ford DFV, c 1983 Renault Turbo.
Lyncar (1975, GB) - его автор - настройщик моторов Ford Джон Николсон. В Сильверстоуне закончил единственный ГП. Мотор Ford DFV.
Maki (1974-76, JP) - после многих безуспешных попыток, второй японский автомобиль Ф1, в конце концов прошел квалификацию на домашнем Гран При, но в гонке из-за поломки не стартовал. Мотор Ford DFV.
March (1970-77, 1981-83, GB) - фирма шумно дебютировала, на первый сезон обеспечив себе Стюарта, Эймона, Зифферта и Андретти! Лучшим результатом, однако, осталось второе место Ронни Петерсона в ЧМ-71. Автомобили March постепенно использовали и другие команды. После 1977 года всю материальную часть March'а в Ф1 выкупил Гюнтер Шмидт для команды ATS. К 1981 году March вернулся в Ф1 под "крышей" команды RAM, но в сезоне-83 RAM из автомобиля March разработали собственную конструкцию. Моторы Ford DFV, в 1972 году для одного итальянского гонщика - Alfa Romeo V8. В 1987 году March планирует возвращение в Ф1 с мотором Ford DFZ 3.5.
Martini (1978, F) - единственная попытка успешного производителя Ф3 прорваться в Ф1. Рене Арну участвовал в 4 Гран При. Мотор Ford DFV.
Matra (1966-72, F) - французская фирма по выпуску ракет и спортивных автомобилей пришла в Ф1 с автомобилями Matra-Cosworth F2. На них выросли все французские надежды - Пескароло, Бельтуаз, Серво-Гавэн и т.д. Уже в 1969 году Стюарт был чемпионом мира (мотор Ford DFV), параллельно готовились автомобили с собственными моторами Matra V12. С 1970 года, по желанию спонсоров, Matra использовали только французские моторы Chrysler-Simca. В руках Криса Эймона автомобиль был очень быстрым, но ненадежным. Позже Matra лишь поставляли моторы для Ligier, а в качестве эксперимента в 1975 году и для Shadow. Всего 63 Гран При, 9 побед.
Maserati (1950-1960, I) - легендарная итальянская марка, с ее самой совершенной моделью 250F Фанхио в 1957 году стал чемпионом мира. В 68 Гран При добыто 9 побед. Позже - поставка моторов, дольше других автомобилям Cooper.
McLaren (c 1966, GB) - марка основана новозеландским гонщиком Брюсом Маклареном. McLaren - самый успешный автомобиль Формулы-1 80-х годов (ЧМ 1984 - Лауда, 1985-86 - Прост). Сначала моторы Ford-USA, Serenissima и BRM; с 1968 года Ford DFV и с Зандвоорта-83 TAG-Porsche Turbo.
Mercedes-Benz (1954-55, D) - выступление штутгардской автомобильной фирмы закончилось двумя титулами ЧМ для Фанхио! Фантастическое соотношение - 9 побед за 12 стартов! 8-цилиндровые моторы с десмодромным газораспределением.
Merzario (1978-79, I) - неудачная попытка итальянского пилота Формулы-1 Артура Мерцарио войти в среду конструкторов. Всего 10 Гран При, мотор Ford DFV.
Minardi (с 1985, I) - бывшая команда Ф2, которая дебютировала с мотором Ford DFV, но скоро перешла на специально подготовленные 6-цилиндровые моторы с наддувом фирмы Motori Moderni.
OSCA (1951-53, 1958, 1961, I) - марка была создана братьями Maserati, которые оставили собственную фирму. Самой известной была 12-цилиндровая модель начала 50-х годов. Позже использовались моторы производные от FIAT'а. Всего 6 Гран При.
Osella (c 1980, I) - команда туринского конструктора спортивных прототипов. Сначала мотор Ford DFV, потом Alfa Romeo V12, с Имолы-84 наддувные Alfa V8.
Parnelli (1974-77, USA) - лучшим результатом Марио Андретти, который был выбран Джонсом Парнелли для национального автомобиля США, было четвертое место в ГП Швеции-75. Мотор Ford DFV, 16 Гран При.
Penske (1974-77, USA) - мичиганский промышленник Роджер Пенске пришел в Формулу-1 с автомобилем PC1, однако потом купил March 751 (=PC2). На наиболее удачном PC4 Джон Уотсон выиграл ГП Австрии-76. Позже Penske вернулся в гонки Индикар а автомобили продал команде ATS. Моторы Ford DFV.
Porsche (1957-64, D) - с собственными автомобилями успешной марке не очень везло - из 33 Гран При Герни выиграл лишь ГП Франции-62. Porsche вернулись лишь с выдающимися моторами TAG Turbo.
Politoys (1972, GB) - этим автомобилем Фрэнк Уильямс в конце сезона-72 заменил March 721, но Пескароло уничтожил его во время единственного старта в Брэндс Хэтч. Мотор Ford DFV.
Protos-Ford F2 (1967, GB) - два автомобиля принимали участие только на гонках в Нюрбургринге. Харт и Арекс сошли.
RAM (1984-85, GB) - команда Джона МакДональда выставляла разные автомобили, например Brabham BT42 (1976), Williams FW07 (1980), а с 1981 года March. Из шасси March'а разработала собственные автомобили RAM с мотором Hart Turbo. Из-за недостатка финансовых средств после тестов с Такуэллом команда в сезоне 1986 года не стартовала.
Renault (1977-85, F) - пионер моторов с турбонаддувом в Формуле-1. Её 6-цилиндровые моторы впервые выиграли на ГП Франции-79. После 1985 года Renault сняла свои автомобили и поставляла моторы командам Lotus, Ligier и Tyrrell.
Rebaque (1979, GB) - попытка мексиканского гонщика Гектора Ребака стать одним из конструкторов. Автомобиль является производной Lotus'а 79. Единственный старт принял на ГП Канады, а в США не прошел квалификацию и позже перешел в команду Brabham.
Scarab (1960, USA) - первый американский автомобиль Формулы-1 с мотором вышедшим от Offenhauser'а. Лишь 2 Гран При, затруднения с моторами.
Scirocco (1963-64, GB) - доработанный Emeryson с мотором BRM в команде Тони Сеттембра. 5 Гран При.
Shannon-Climax (1966, GB) - единственный старт в ГП Великобритании.
Shadow (1973-81, USA-GB) - очередная попытка создать американскую Ф1, на этот раз Дэна Николза. Самой удачной оказалась модель DN5 1975 года, но в конце концов команду купил Тедди Йип (Theodore). Моторы Ford DFV, в 1975 году в качестве эксперимента Matra.
Spirit (1983-85, GB) - после успеха в Ф2, японская фирма Honda доверила команде свой первый 6-цилиндровый турбомотор Формулы-1. В 1984 году его получила Williams, а Spirit еще какое-то время продолжала выступать с моторами Hart Turbo (на ГП Детройта-84 использовала также Ford DFV).
Stebro-Ford (1963, USA) - в единственном старте Брекер седьмой на ГП США.
Surtees (1970-78, GB) - чемпион мира по мотогонкам Джон Сертиз после перехода в автогонки стал еще и отличным конструктором. Однако у него не было финансовых средств, так что его автомобили с моторами Ford DFV не могли добиться больших успехов. Всего 118 Гран При.
Talbot (1950-51, F) - тяжелые и малоустойчивые автомобили майора Лаго с собственными 6-цилиндровыми моторами. В первом сезоне чемпионата мира, на одном из Гран При Розье завоевал четвертое место. Всего 13 Гран При. После восстановления марки в конце 70-х годов, Talbot возвратилась в Ф1 в качестве спонсора Ligier.
Tec-Mec (1959, I) - переделанный конструктором Колотти Maserati 250F. Единственный старт d'Oreye на ГП США.
Tecno (1972-73, I) - интересная активность итальянских братьев Педерззано - для автомобиля сделали мотор, пригласили в качестве гонщиков сначала Галли и Белла, потом и Эймона, но в 10 Гран При потерпели неудачу...
Theodore (1978, 1981-83) - гонгконгский торговец Тедди Йип много раз приходил в Ф1 в качестве спонсора. В конце концов в сотрудничестве с фирмой Ralt построил собственный автомобиль Ф1 (1978 - единственный старт Росберга). В конце 1980 года Йип купил команду Shadow и из них появились новые автомобили Theodore. В 1983 году Theodore объединился с Ensign, а затем перешел из Ф1 в формулу CART. Все автомобили с моторами Ford DFV.
Thinwall Special (1951, GB-I) - был переделанным Ferrari для команды производителя подшипников Тони Вандервелла.
Token (1974, GB) - должны были сначала появиться под маркой Rondel, но эта команда Ф2 исчезла. Позже стартовали под именем Safir. На ГП Бельгии за Token с хорошим временем дебютировал Прайс, следующие два года на Гран При выступал Эшли.
Toleman (c 1981, GB) - был первым автомобилем с мотором Hart Turbo. Команду основал гонщик на катерах Тэд Тоулмен, но после сезона 1985 года продал ее текстильному магнату Лючано Бенеттону. С 1986 года произошла перемена названия на Benetton, моторы Hart были заменены на моторы BMW.
Trojan (1974, GB) - автомобиль Рона Таурнака для Тима Шенкена. Всего 6 Гран При.
Tyrrell (c 1970, GB) - команда знаменитого открывателя талантов перешла на собственные автомобили в конце сезона-70. Яркая индивидуальность Джекки Стюарта как гонщика дала Tyrrell'у два очередных титула чемпиона мира 1971 и 1973 годов (после первого титула с Matra 1969 году). Команда долго использовала моторы Ford DFV, прежде чем в 1985 году наконец-то перешла на турбомоторы Renault.
Vanwall (1954-58, GB) - очень успешная команда Тони Вандервелла. В конструировании машины принимали участие лучшие британские специалисты, включая Колина Чэпмена. В 26 стартах 9 побед! Автомобиль имел 4-цилиндровый мотор Vanwall расположенный спереди. После смерти Льюис-Эванса на ГП Марокко команда отказалась от дальнейшего участия в Гран При.
Veritas (1952-54, D) - очередная переделка BMW 328, известная под именами Meteor, Klenk и др. Всего 7 Гран При.
Williams (c 1975, GB) - команда Фрэнка Уильямса. Ранее стартовала с разными автомобилями - Brabham, De Tomaso, March, Politoys, ISO-Marlboro. С 1975 года Williams вместе с Wolf'ом позаимствовали автомобили Hesketh, создав Wolf-Williams. С моделью FW06 Williams окончательно перешла к собственной марке. После трудных родов теперь это одна из сильнейших команд, которая борется за титул вместе с командой McLaren. Моторы Ford DFV, с Кьялами-83 - Honda Turbo.
Wolf (1977-79, GB-A-CDN) - команда канадско-австрийского промышленника пришла в Ф1 сначала как спонсор, а с 1977 года с собственным автомобилем Wolf WR1, который победил во время дебюта на ГП Аргентины! В первом сезоне Джоди Шектер был вторым в чемпионате мира! Потом удача пошла на убыль и в 1979 году гонщик Джэймс Хант и команда Wolf одновременно покидают Ф1... Моторы Ford DFV.
Zakspeed (c 1985, D) - новичок чемпионата мира, автомобиль когда-то успешной команды Эрика Заковского в чемпионате дорожных автомобилей. Собственные 4-цилиндровые моторы Zakspeed Turbo.
? ? ?
Таков нынешний обзор марок, которые стартовали в чемпионатах мира Формулы-1. Можно предположить, что к ним с наступлением новой формулы добавятся новые - ведь только за последние два года появилось четыре...
Tom Hyan, Motor (ЧССР) - 1987
Комментарий