Послевоенные годы. Первые Чемпионаты Мира. 1946-1959 гг.

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • zdvig
    Super жЫвотное
    • Dec 2004
    • 11116

    Послевоенные годы. Первые Чемпионаты Мира. 1946-1959 гг.

    Вторая мировая война на пять с лишним лет прервала развитие гонок Grand Prix. Но уже через год после ее окончания Большие Призы возродились вновь, а еще через четыре года FIA приняла решение начать проведение чемпионатов мира в классе GP, который с 1947 года именовался Формулой-А (или Формулой I).

    Когда в мае 1945 года разрушенная Европа стала возвращаться к мирной жизни, то одной из первых возродившихся спортивных дисциплин стали автомобильные соревнования. И это несмотря на то, что их организаторам приходилось решать массу, казалось бы, неразрешимых проблем, начиная от снабжения участников состязаний горючим и кончая сбором необходимых средств для проведения гонок. Тем не менее уже 9 сентября 1945 года в Булонском лесу прошли первые в Европе послевоенные гонки. Они собрали участников на самых различных довоенных гоночных машинах, которые были разбиты на 3 класса: до 1500 куб. см; от 1500 до 3000 куб. см и более 3000 куб. см. В первой категории разыгрывался Кубок Освобождения, во второй - Кубок Узников и в третьей - Кубок Робера Бенуа. Последний был назван в честь знаменитого французского гонщика 20-х годов, казненного фашистами в концлагере Бухенвальд за участие в движении Сопротивления. Победителем в общем зачете стал французский пилот Жан-Пьер Вимиль на 4,7-литровом Bugatti-59.

    Первые после войны Grand Prix были разыграны уже в 1946 году - в Penya Rhin GP, проведенном на трассе в Барселоне, победил испанский гонщик Пеласса на Maserati, а в Большом Призе Бельгии, проходившем в Брюсселе, первым был Эжен Шабо на Delahaye. Эти состязания были организованы для машин "свободной формулы" (Formula Libre), то есть для всех гоночных автомобилей, которые были способны своим ходом пересечь линию старта. Об этих состязаниях известно очень мало, ибо большинство историков начинает отсчет послевоенной истории Grand Prix с 1947 года, когда вступила в действие новая гоночная формула, установленная ФИА. Регламент соревнований Большой Приз назывался теперь Формулой А. Одновременно были введены Формула-В, предназначавшаяся для проведения состязаний машин, соответствующих довоенному классу "voiturette", и Формула С. Вскоре буквы в обозначении гоночных формул уступили место цифрам. Формула А, установленная на 1947-1953 гг., ограничивала максимальный рабочий объем гоночных машин с компрессорными моторами 1,5 литрами, а машин без нагнетателей - 4,5 литрами. Это давало возможность собрать на трассах Больших Призов и стартовавшие в Триполи итальянские 1,5-литровые болиды, и 4,5-литровые французские автомобили, пытавшиеся составить в 1938-1939 гг. конкуренцию немецким машинам. Формула В допускала к состязаниям 500-кубовые компрессорные автомобили, а также машины с "атмосферными" двигателями рабочим объемом не более двух литров. Машины Формулы С должны были иметь бескомпрессорные двигатели рабочим объемом до 500 куб.см. Эта Формула дала возможность многим молодым водителям приобщиться к автоспорту, так как автомобили, построенные в соответствии с ее требованиями, снабжались мотоциклетными моторами и были относительно дешевы.

    Бесспорными фаворитами гоночных трасс 1947-1948 гг. были Alfa-Romeo 158 (Alfetta), мощность которых в июле 1946 года была повышена путем установки двухступенчатого компрессора типа Rootes до 254 л.с. Затем за счет увеличения давления наддува мощность "158-й" возросла до 265 (1947 г.) и до 310 (1948 г.) л.с., а максимальная скорость достигла 280 км в час.

    Другим итальянским участником состязаний Большой Приз была машина фирмы Maserati серии 4CL, впервые стартовавшая в 1939 году и имевшая независимую подвеску передних колес на поперечных рычагах с продольными торсионами. В 1947 году была проведена модернизация этих автомобилей, после которой они получили букву Т в индексе. Maserati 4CLT имел раму из труб (отсюда и буква T = Tubolare в названии), а его 4-цилиндровый двигатель, снабженный двухступенчатым нагнетателем (типа Rootes), имел мощность 260 л.с. Это было меньше чему у Alfetta, но Maserati имел значительно более низкую цену, благодаря чему стал самым распространенным гоночным автомобилем класса Grand Prix 40-х годов. В 1948 году появилась дальнейшая модификация 1,5-литрового Maserati -4CLT/48, названная в честь победы Альберто Аскари на ней в Большом Призе Сан-Ремо, моделью 4CLT San-Remo. В этой машине торсионы в передней подвеске уступили место спиральным пружинам, что улучшило ее ездовые характеристики.

    В конце того же года мощность "четверки" была доведена до 275 л.с., и тогда же группа миланских специалистов во главе с профессором Спелуцци изготовила свою "реплику" модели 4CLT. На "миланской" версии Maserati (так и названной - Milano) в передней подвеске был установлен стабилизатор поперечной устойчивости, а сзади появился мост типа De Dion. Мощность этого автомобиля к началу сезона 1950 года была доведена до 320 л.с. Однако этого уже было мало для конкуренции с Alfa-Romeo 158, имевшей 350 "силенок". Maserati побеждали лишь в двух случаях: или когда все Alfetta сходили с дистанции из-за технических неполадок, или когда "158-е" вообще не выходили на старт. В 1948 году список участников гонок Большой Приз обогатился новым названием - Ferrari. За восемь лет до этого, вскоре после своего разрыва с Alfa-Romeo, Энцо Феррари организовал в Модене фирму Auto Avio Costruzioni, где еще в том же году были изготовлены 2 экземпляра модели 815, оснащенной 8-цилиндровым, 1,5-литровым двигателем мощностью 72 л.с. На этих машинах Альберто Аскари и маркиз Лотарио Раньони стартовали в состязаниях Mille Miglia 1940 года, некоторое время лидировали в своем классе, но технические неисправности заставили обоих гонщиков прекратить борьбу. Во время войны, спасаясь от бомбежек союзной авиации, Энцо Феррари переводит свою фирму в небольшой поселок под Моденой, название которого теперь известно всем любителям автоспорта - Маранелло. Но и там дважды предприятие Ferrari, занимавшееся производством станков, попадает под удары союзной авиации.

    В 1947 году под руководством Джоаккино Коломбо, начавшего еще во время войны сотрудничать с Энцо Феррари, создается первая спортивная модель марки Ferrari, имевшая обозначение "125" (125 - рабочий объем одного цилиндра в куб.см) и снабженная 12-цилиндровым, V-образным, 1,5-литровым двигателем мощностью 118 л.с. В следующем году этот мотор перекочевал на гоночный автомобиль Ferrari-125, где благодаря установке компрессора типа Rootes его мощность была поднята до 240 л.с. Автомобиль, ведомый Альберто Аскари, имел премьеру на сцене Grand Prix в сентябре 1948 года в гонках на Большой Приз Италии и занял там высокое третье место.

    Франция была представлена в Grand Prix одной маркой - Talbot. Ее машина серии T26C, сконструированная Антони Лаго, имела "атмосферный", 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 4,5 л и мощностью 250 л.с. Этот мотор возник на базе 4,0-литрового агрегата, устанавливавшегося на предвоенных спортивных автомобилях, которые стартовали в конце 30-х годов в 24-часовых соревнованиях в Ле-Мане. Уступая в мощности и, соответственно, в скорости итальянским Alfa-Romeo, Maserati и Ferrari, Lago-Talbot имел зато неизмеримо меньший расход топлива (порядка 20-25 литров на 100 км дистанции против 40-60 литров у компрессорных машин), что позволяло французской машине проходить дистанцию гонок Grand Prix с одной заправкой.

    Вместе с вышеперечисленными марками в 40-е годы стартовали и довоенные 1,5-литровые, английские ERA, но их конструкция была сильно устаревшей, и автомобили, запроектированные Питером Бертоном, выступали в роли постоянных статистов. Германские фирмы в эти годы не принимали участия в гонках. Две машины Mercedes-Benz W165, стартовавшие в 1939 году в Триполи, были арестованы в Швейцарии, а третья, снабженная обтекаемым кузовом и предназначенная для установления международных рекордов скорости в классе "D", бесследно исчезла в огне войны. Но даже и находись Baby-Mercedes в Германии, штутгартской фирме, понесшей значительный урон от бомбежек союзной авиации, было не до участия в автомобильных состязаниях. Отделение Horch концерна Auto-Union, занимавшееся созданием гоночных автомобилей, оказалось в советской зоне оккупации и о его стартах на трассах Grand Prix также не приходилось и думать. В довершение ко всему, в большинстве европейских стран, пострадавших от нацистов, появление германских команд попросту было запрещено. Таким образом, немцы в конце 40-х годов оказались вне игры.

    Сезон Больших Призов 1947 года открылся гонками Grand Prix de Suisse на трассе Бремгартен. В них уверенную победу одержали гонщики Alfa Corse - Жан-Пьер Вимиль, Акилле Варци и Карло Тросси, обошедшие на круг ближайшего конкурента Раймона Зоммера на Maserati-4CL. Та же картина повторилась и в бельгийском Большом Призе. Правда, здесь Вимиль опередил больше чем на круг и своих товарищей по команде - Варци отстал от него на 1 круг, а Тросси - на 2. Боб Жерар на ERA, финишировавший 4-м, прошел на 3 круга меньше победителя. В Gran Premio d'Italia, разыгранным на трассе в Милане, машины Alfetta заняли 4 первых места - в отсутствие Вимиля первым был Тросси, вторым - Варци, третьим - Санеси, четвертым - Джаборди. Во Франции миланская фирма не стартовала, и победу неожиданно одержал бескомпрессорный Lago-Talbot, ведомый Луи Широном. Вторым был Анри Лово на Maserati-4CL, отставший от победителя на 2,5 минуты.

    1948 год стал повторением предыдущего года - Alfa-Romeo выиграла все гонки, в которых стартовали ее машины.

    Сезон начался с победы Джузеппе Фарины на Maserati-4CLT в Большом Призе Монако. Луи Широн на Lago-Talbot был вторым, через 36 секунд после итальянца. В этих гонках на Ferrari-125 стартовал русский князь Игорь Трубецкой. Однако на одном из поворотов его машину занесло, и после удара о каменную стенку Трубецкой выбыл из борьбы. Надо сказать, что князь не был статистом в большом автоспорте - в том же году он вместе с итальянцем Клементом Биондетти стал победителем тяжелейших гонок по Сицилии Targa Florio.

    Затем последовали три старта Alfa Corse и три убедительные ее победы. В Швейцарии первым был Тросси, вторым - Вимиль. Гонки в Бремгартене были омрачены гибелью во время тренировок двух пилотов - итальянца Акилле Варци и швейцарца Кристиана Каутца. В Grand Prix de l'ACF миланская команда праздновала тройной успех - линию финиша ее гонщики пересекли в порядке: Вимиль, Санеси, Аскари. Три последующих места завоевала команда Talbot. В Турине, где проводились состязания на итальянский Gran Premio, Alfa Corse преследовали технические неполадки и по этой причине ей досталось только одно первое место. Первым вновь был Вимиль перед Луиджи Вилореси на Maserati-4CLT и Раймоном Зоммером на Ferrari-125. Второго октября соревнования Grand Prix впервые приняла трасса, построенная на территории бывшего военного аэродрома Сильверстоун. В первом после 20-летнего перерыва British Grand Prix фирма Alfa-Romeo не стартовала и два первых места заняли гонщики на Maserati-4CLT San-Remo Луиджи Вилореси и Альберто Аскари.

    Последний перед началом проведения Grand Prix World Championship сезон стал годом успехов фирмы Ferrari. Alfa-Romeo, ссылаясь на экономические затруднения, на год прекратила участие в состязаниях класса Большой Приз, и на европейских трассах разгорелась достаточно ровная борьба между Maserati, Ferrari и Lago-Talbot. В Сильверстоуне победа досталась швейцарцу Эмануэлю де Граффенри на Maserati-4CLT San-Remo, в Бельгии первым был Луи Розье на Lago-Talbot. В Спа недвусмысленно заявила о своих претензиях на победы команда из Маранелло - ее гонщики Луиджи Вилореси, Альберто Аскари и Питер Уайтхид заняли места со 2-го по 4-е.

    Через две недели, 3 июля 1949 года, Ferrari записал на свой счет первый Grand Prix - на трассе Бремгартен первым финишировал Аскари, вторым - Вилореси. Оба пилота обошли занявшего третье место Раймона Зоммера на Lago-Talbot более, чем на 5 кругов (при общей дистанции соревнований 40 кругов). В Большом Призе Франции (в этот год Grand Prix de l'ACF проводился для спортивных машин и по этой причине состязания автомобилей Формулы А на трассе в Реймсе носили давно забытое название) успех сопутствовал ветерану Луи Широну на Lago-Talbot. В оставшихся двух европейских Больших Призах вновь первенствовали Ferrari - в Монце, на европейском Grand Prix победил Альберто Аскари, а в Брно, где разыгрывался Большой Приз Чехо-Словакии, его успех повторил Питер Уайтхид.

    В 1949 году на конгрессе FIA представитель Автомобильного клуба Италии, бывший гонщик Scuderia Ferrari Антонио Бривио-Сфорца, внес предложение об организации чемпионатов мира среди гонщиков на машинах Формулы А. То, что подобное предложение исходило от итальянского делегата, никого не удивило - ведь только Италия располагала в это время командами и машинами, имевшими наибольшие шансы на победу в чемпионате. Чтобы первенство могло считаться мировым, в календарь чемпионата было решено ввести и состязания 500 миль Индианаполиса, которые проводились по отличному от требований Формулы А регламенту. Однако менять что-либо в своих правилах ААА не собиралась и в течение 11 лет (1950 - 1960 гг.) в число этапов Grand Prix World Championship входили соревнования, которые не подчинялись правилам Формулы I (или Формулы 2 в 1952-1953 гг.).

    Итак, конгресс FIA 1949 года поставил точку в истории Больших Призов и открыл первую страницу истории современных чемпионатов мира - состязаний, которые сегодня одни почтительно именуют "королевской дисциплиной", а другие c иронией называют "цирком на колесах".
    Вложения
    жЫвотное... Супербизон... зВерь
    А Хилл пидарас
  • zdvig
    Super жЫвотное
    • Dec 2004
    • 11116

    #2
    фотография к предыдущему посту

    .
    Вложения
    жЫвотное... Супербизон... зВерь
    А Хилл пидарас

    Комментарий

    • zdvig
      Super жЫвотное
      • Dec 2004
      • 11116

      #3
      пока все... устал...
      впринципе есть еще описание на каждый сезон Ф1 с 50-гогода, но уж этого-то добра точно навалом. Если у кого-то есть еще материалы (статьи и фотографии), давайте складывать сюда...
      жЫвотное... Супербизон... зВерь
      А Хилл пидарас

      Комментарий

      • Schumofil
        Senior Member
        • Dec 2004
        • 4911

        #4
        Обзор автогоночного сезона 1949 г.
        текст Auto, Motor und Sport
        28.05.1949 - III J.C.C. Jersey Road Race.


        В Сан Хелье на острове Джерси открылся английский гоночный сезон. На старт были допущены только машины Формулы 1, и всего набралось 26 участников. Мэйс сидел за рулем новой ERA, но смог занять только третье место. Гонка прошла под проливным дождем. Виллорези сумел сделать просто "сказочный" лучший круг (в среднем 144,81 км/ч, что на 20 км/ч больше чем у победителя), но он и принц Бира потеряли много времени в боксах. В целом гонка была полна драматизма. Вот результаты:
        Жерар - Англия (ERA) 123,36 км/ч
        фон Граффенрид - Швецария (Maserati) 121,85 км/ч
        Мэйс - Англия (ERA) 121,168 км/ч
        Принц Бира - Сиам (Maserati)


        07.05.1949 - Гран При Руссильена.

        Мануэль Фанхио - veni, vidi, vici! (Прим., - "Пришел, увидел, победил"). Великолепный аргентинец, который подобно метеору появился на небосклоне европейского Гран При спорта, сумел сделать "хэт-трик", - он выиграл три автогонки подряд. На этот раз он забрал домой и Большой Приз Руссильена. Эта чрезвычайно сложная гонка проводилась в двух этапах, которые завершились общей победой аргентинца.

        В этой гонке участвовал также Виллорези на Maserati. Так же отличился сиамский принц Бира, его форма повышается от гонки к гонке.

        Вот результаты обоих заездов:

        1-й заезд.
        Фанхио (Maserati) 1:17:06,8 (в среднем 98,753 км/ч)
        Принц Бира (Maserati) 1:17:31,8
        Кампос (Maserati) отстал на 1 круг
        фон Граффенрид (Maserati) отстал на 1 круг

        2-й заезд.
        Принц Бира (Maserati) 1:16:08,4 (в среднем 91,913 км/ч)
        Фанхио (Maserati) 1:16:09,9
        Виллорези (Maserati) 1:17:16,1
        Кампос (Maserati) отстал на 1 круг


        14.05.1949 - Гран При Англии.

        Великолепный англичанин Жерар, кажется, отбирает у Парнелла звание самого успешного английского гонщика. В Гран При Англии на аэродромной трассе Сильверстоуна он занял второе место.

        А победителем стал, для своих друзей совершенно закономерно, швейцарец де Граффенрид. В настоящее время он находится в отличной форме. Гонка началась горячей схваткой между Виллорези, принцем Бира, Парнеллом и де Граффенридом, в которых особенно отличился сиамец. Из них всех до конца доехал только де Граффенрид, он управлял своей Maserati очень сдержанно. Виллорези выбыл с дефектом маслопровода, Бира наехал на тюки сена и повредил переднюю подвеску, а у Парнелла заклинило цилиндры его Maserati. Жерар пытался до самого финиша обойти де Граффенрида, но тот провел во всех отношениях первоклассную гонку и стал первым швейцарцем, которому удалось одержать победу в Grand Epreuve.

        Результат:
        де Граффенрид (Швейцария), Maserati - 3:52:50,2 (124,391 км/ч)
        Жерар (Англия), ERA
        Розье (Франция), Talbot
        Хемпшир (Англия), ERA
        Этаселин (Франция), Talbot


        22.05.1949 - Гран При Марселя.

        Свою четвертую победу в новом спортивном сезоне одержал аргентинец Фанхио. Он выиграл Гран При Марселя, к которому были допущены только бескомпрессорные гоночные машины с объемом двигателя до 4,5 литра. Первый предварительный заезд выиграл старый, но по-прежнему несгибаемый Этаселин на Talbot, во втором предварительном заезде победил Кампос на Simca. Но Фанхио, самый большой "аттракцион" на европейских гоночных трассах 1949 года, выиграл на своем Simca финальный заезд с большим преимуществом перед Этасиленом на значительно более мощном Talbot и Тритиньяном на Simca. Этот успех аргентинца нельзя назвать иначе, чем сенсационным.

        Результаты:
        Фанхио (Аргентина), Simca 132 км за 1:18,33 (100,827 км/ч)
        Этаселин (Франция), Talbot
        Тринтиньян (Франция) Simca-Gordini
        Бонетто (Италия), Ferrari
        Кампос (Аргентина), Simca-Gordini


        12.06.1949 - Гран При Бари.

        В этом году Гран При Бари провели исключительно для машин Формулы 2 и он ясно показал в какой великолепный гоночный инструмент превратились бескомпрессорные 2-литровые Ferrari. Все мероприятие стало исключительно семейным делом фирмы из Модены. Позднее они переругались с итальянским автосоюзом и организаторами и намерены теперь посылать своих гонщиков исключительно за границу.

        Виллорези, к сожалению, не доехал до конца этой гонки, так как он столкнулся с пересекавшей трассу собакой и повредил радиатор. После того как он покинул в боксах машину, победа само собой досталась Аскари.

        Результат:
        Аскари (Ferrari) 3:39:25,8 (116,811 км/ч)
        Кортезе (Ferrari)
        Бонетто (Ferrari)

        Быстрейший круг: Аскари за 2:37,8 (122,052 км/ч)


        19.06.1949 - Гран При Бельгии.

        Гонка на Большой Приз Бельгии проходит на богатой традициями трассе около Спа, длинной 14,5 км. В этом году в ней приняла участие вся мировая элита, включая аргентинцев. Однако прогнозируемая схватка между Фанхио, Виллорези и Аскари не состоялась, так как Фанхио выбыл уже в первом кругу из-за сломавшегося цилиндра. Самым быстрым из гонщиков Maserati был Др. Фарина, который после схода Фанхио легко прошел и Виллорези и Аскари. Фарина был полон желания доказать им обоим, что его Maserati вполне может еще потягаться с "выскочками из Модены", он прошел несколько поворотов слишком быстро, его сильно заносило, а в конце концов, после очередной ошибки он оказался в тюках с сеном, что и вынудило его сдаться.

        Между тем, на заднем плане этой весьма драматичной гонки, Розье на Talbot почти ни кем не замеченный, выбрался с седьмой позиции на вторую. Тем более что обе Ferrari слишком часто посещали боксы. Гонка окончилась сенсацией, ведь Аскари так и не смог ехать сколько-нибудь быстрее Розье, и это обстоятельство обеспечило счастливому французу победу.

        Результат:
        Розье (Talbot 4,5л) 3:15:17,7 (155,917 км/ч)
        Виллорези (Ferrari 1,5л К) 3:16:06,8
        Аскари (Ferrari 1,5л К) 3:19:28,4
        Уайтхеад (Ferrari 1,5л К) 3:20:35,6
        Клас (Talbot 4,5л) отстал на круг
        Ашмор (Maserati 1,5l K) отстал на два круга


        26.06.1949 - Гран При Монцы.

        Если кто-то из 40000 зрителей, собравшихся, чтобы посмотреть на Гран При Монцы и обратил свое внимание, что среди флагов стран представители которых участвуют в гонке развивался и флаг Австрии, то вряд ли кто-то отдавал себе отчет, что он присутствует при событии имеющем определенное значение для послевоенного автоспорта. Так как этот флаг означал не что иное, как старт австрийца Ханса Штука, одного из самых знаменитых немецких чемпионов перед войной. Он вывел на старт первую немецкую послевоенную гоночную машину, которая пережила тут свой дебют в интернациональных гоночных мероприятиях. Под тремя скромными буквами названия AFM, которые значились в списках среди прочих участников, скрывается новое творение из Фалькенхаузена - BMW 328 с 2-литровым мотором, тремя карбюраторами и специальным кузовом. Машина весит меньше чем 420 кг, более старые ее версии уже добились неплохих успехов на внутренних немецких соревнованиях.

        Хотя ему и не удалось добиться того успеха, который можно было бы ожидать по результатам тренировки и первого впечатления, то мы все равно с нетерпением ожидаем следующих гонок. Дружелюбный прием и машины и гонщика в Италии мы рассматриваем как хорошее предзнаменование. Осталось только добавить, что в квалификации Штук показал второе время против тяжелейшей конкуренции лучших итальянских гонщиков на 2-литровой Ferrari, а в гонке он лидировал первые три круга.

        Даже после этого сенсационного старта три Ferrari Фанхио, Виллорези и Аскари взяли убийственный темп и обошли Штука, он по-прежнему держался на малой дистанции позади них. Шансов на победу он лишился только после первой трети гонки (22 круг), когда сломанный кабель зажигания и дефекты свечей заставили его два раза посетить боксы, где он потерял в общей сложности 20 минут. Конечно, после этого отыграться стало невозможно. Он закончил гонку на седьмом месте под аплодисменты зрителей.

        Но если вышеописанные события проходили частично "за кулисами", то на самой трассе зрители смогли увидеть, наверное, самую напряженную борьбу между Ferrari, которая происходила на мероприятиях Формулы 2 в этом году. Это можно было легко предвидеть, так как среди 20 участников стартовали не менее чем 8 Ferrari, среди них самые звучные имена европейского и южноамериканского автоспорта, такие как Фанхио, Виллорези, Аскари, Ланди и Бонетто!

        После неудачи Фанхио на Гран При Бельгии, все были полны ожидания жаркой схватки. Например, в день гонки все итальянские газеты в унисон написали: "Сегодня решается карьера Фанхио!". Что ж, он не посрамил своего доброго имени, но все-таки так тяжело ему еще не давалась ни одна победа в Европе. Лучшим доказательством того, какая развернулась небывалая борьба "колесо в колесо" служит то обстоятельство, что средняя скорость от начала до конца возросла с 155 до 165,5 км/ч (заодно Фанхио побил рекорд скорости в своем классе), а разница в конце гонки составила доли минуты.

        Четыре гонщика Ferrari, а именно - Фанхио, Бонетто, Виллорези и Аскари, провели первоклассную гонку, в которой постоянно менялся лидер, иногда всего лишь на несколько минут или на половину длины машины. В упорной и ожесточенной борьбе они сражались за каждый метр, за каждую десятую долю секунды, пока, в конце концов, на 22 круге Виллорези не заехал в боксы, а немного погодя не выбыл вообще: дефект коробки передач. Оставшиеся три гонщика Ferrari продолжали сражаться с не меньшим пылом, пока в середине гонки стершиеся шины не заставили сначала Бонетто, затем Фанхио и Аскари сделать остановку в боксах. Замена колес заняла у всех между 1 и 1,5 минутами, так что все трое снова оказались на трассе с минимальной дистанцией между собой. Аскари, подстегиваемый аплодисментами публики, заменил колеса быстрее всех и теперь, казалось, имел наибольшие шансы. Однако во время заправки на 69 круге Фанхио его обогнал и окончательно установил темп, который был итальянцу не по силам.

        Эту дуэль выиграл Фанхио!

        По сравнению с Ferrari прочие конкуренты не имели ни малейших шансов. Из четырех 2-литровых Maserati с Карини, Комоти, Танаглиа и Миссози за рулем, только Карини на шестом месте доехал до конца. Тем не менее, он стал одним из тех восьми из 18 участников, которые продержались всю эту тяжелую (504 км, 80 кругов) гонку. Не лучшая судьба постигла обоих англичан Мура и Орлей на OMB и Veritas; швейцарец Фрей на BMW сложил оружие одним из первых, еще в пятом кругу. Чуть позже к нему присоединились два известных имени из лагеря Ferrari: Биондетти и Бианчетти, на этот раз им не повезло.

        Хоть гонка и была напряженной от начала до конца, хоть зрители и присутствовали в достаточном количестве, все-таки не было того "монцевского" настроения, как в прошлом году на открытии автодрома.

        Трибуны были в основном заняты, но вдоль трассы зияли просветы. Поэтому не было обычного столпотворения на трассе после окончания гонки и даже фотографы, казалось, слегка обленились. В этом не было ничего удивительного. Этот день стал очень жарким не только для гонщиков, но и для всех остальных. Июньское солнце немилосердно палило и головы зрителей за бетонной стеной, обрамляющей трассу, и на волнистой крыше огромной трибуны, на которой размещается 6000 человек, - за билеты по цене 2000 лир с каждого. Еще в 300 лир обходилась подушечка, если кто-то не хотел сидеть на прохладных, но довольно жестких каменных сиденьях. Неудивительно, что ресторан на первом этаже сделал отличный оборот, при цене за вход одного посетителя в 18 марок (2000 лир), что не каждому доступно. Но нет никакого сомнения, что большинство постоянных посетителей Гран При принадлежат к тем слоям населения, которые могут себе кое-что позволить, в любом случае больше чем малочисленные иностранцы. Это был удачный день и для уличных торговцев, начиная с мороженщиков и кончая продавцами соломенных шляп. Но кому в наше время приходится легко? Уж точно не музыкантам, благодаря участию Штука им пришлось выучить австрийский гимн, также как и бразильский и аргентинский - разумеется, получилось неудачно. И уж конечно не полицейским, которые постоянно получали по радио строгий приказ очистить дорогу перед боксами, а поскольку никто из посторонних и не пытался ее занять, они попытались применить силу против нескольких механиков. Это вызвало свист и демонстрацию протеста, тогда карабинеры переключили свое внимание на фотографов и журналистов, что вызвало очередные залпы смеха у "общественности". Вообще, надо заметить, что если на святом асфальте Монцы репортер хотел выстоять против сотен тяжеловооруженных представителей порядка, ему необходимо было иметь не менее полудюжины цветных повязок, вроде тех, что носят спортивные комиссары и инспекторы, либо находить общий язык с сержантом. Не менее двух из них охраняли каждый бокс (интересно, зачем?) и еще несколько стояли на входе и выходе из пит-лейн.

        Результат:
        Фанхио (Ferrari) 3.8:49 (160,2 км/ч)
        Бонетто (Ferrari) 3.9:11
        Аскари (Ferrari) 3.10:28
        Ланди (Ferrari) 3.10:30
        Кортезе (Ferrari)
        Карини (Maserati)
        Штук (AFM)
        Физотти (Fiat)


        03.07.1949 Гран При Швейцарии.

        Гран При Швейцарии 1949 года заслуживает особого интереса благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, присутствовали все лучшие представители английского мотоциклетного спорта, которые вышли на старт вместе с итальянскими мастерами. Во-вторых, результат автомобильной гонки за Большой Приз Швейцарии был абсолютно непредсказуем после ухода заводской команды Alfa Romeo. Основными соперниками считались с огромным нетерпением ожидаемая новая 12-цилиндровая 1,5-литровая Ferrari с компрессором и Maserati. Ferrari была готова буквально в последнюю минуту. Аскари и Виллорези (оба перешли в Ferrari из-за разногласий с руководством Maserati) смогли проехать только несколько пробных кругов, в то время как остальные гонщики провели полную тренировку. В квалификации быстрейший круг показал Фарина с 153,8 км/ч, а второе место занял сиамский принц Бира. Хотя Аскари по вышеназванным причинам стал "только" третьим, а Виллорези - девятым, то даже эти несколько кругов показали, что у Ferrari достаточно мощности, чтобы сильно осложнить жизнь гонщикам Maserati. Наиболее высоко оплачиваемым гонщиком стал Зоммер, в основном благодаря прошлогоднему успеху. Хотя по заявочному листу он должен был выступать на Ferrari, он использовал 4,5-литровый бескомпрессорный Talbot. Когда он приехал забрать заказанную машину, Феррари потребовал с него 9 миллионов лир (примерно 60000 швейцарских франков), хотя договаривались о цене в 6,5 миллионов. Для Зоммера это было дороговато, он отправился к Talbot и "закупился" там дешевле. Хотя, конечно, жаль, что мы не увидели этого "живчика" на чистокровной компрессорной машине, тем не менее, он показал неплохой результат и на неожиданно быстром Talbot. То же самое можно сказать и Этанселине, который снова участвует в гонках на Talbot после многолетнего перерыва. Однако на данный момент его стиль вождения кажется слишком неуверенный и неровным (он слишком сильно "рвет" машину в поворотах). Англичанин Уайтхед довольно чисто вел свою Ferrari. Но заводские машины, вероятно, имели на пару лошадиных сил больше, этим вероятно можно объяснить его отставание. Машины Уайтхеда и Аскари шли на более высоких оборотах, чем Виллорези. Без сомнения тот использовал более высокие передаточные числа, за счет этого он мог поберечь мотор. Этим объясняется то преимущество, которое сумел выжать Аскари на первых кругах за счет большего крутящего момента и низкой передачи. Трехкратный победитель "Mia Miglia" Биондетте вел 1,5-литровую 8-циллиндровую машину, сконструированную итальянским гонщиком Гиги Плате. Он не был особо быстр и сошел уже после первых трех кругов.

        Лучший старт удался Бире, за ним следовали Аскари, Зоммер и де Граффенрид. Уже по окончании первого круга с большим отрывом лидировал Аскари. Фарина, который тронулся довольно плохо, начал сильно нагонять, несколько раз показал лучшее время круга и пробился до второго места. Таким образом, после пятого круга гонщики шли в таком порядке: Аскари с 13 секундами преимущества перед Фарина (Maserati), Виллорези (Ferrari), Бира (Maserati), Зоммер (Talbot), де Граффенрид (Maserati), Этанселин (Talbot). Остальные уже сильно отстали. После того как Фарина на 7 круге установил рекорд круга с 152,5 км/ч, в 8 он заехал в боксы, чтобы поменять свечи, а в следующем выбыл из-за дефекта масляной помпы. Таким образом, Ferrari лишились самого опасного противника. Аскари называют лучшим талантом послевоенного времени, он очень ровно проходил круг за кругом во главе стартового поля, за ним следовали Виллорези, Бира, Зоммер, де Граффенрид, Этанселин, Парнелл, Уайтхед и Ашмор. бескомпрессорные 1,1-литровые Simca-Gordini швейцарцев Фишера и Даттнера, а также некоторые Talbot изначально не имели никаких шансов против таких сильных противников и уже очень скоро их начали обходить на круг. Общий порядок следования изменился только после некоторых заправок. Бира потерял свое третье место, потому что Talbot Зоммера и Этанселина преодолели всю дистанцию в 291 км без дозаправки. И де Граффенрид тоже скатился после пребывания в боксах на седьмое место позади Розье (Talbot). Как швейцарец и Бира не старались, но потерянные 30 секунд уже нельзя было отыграть. В то время, когда заправлялся Аскари, на первое место вышел Виллорези, и отдал эту позицию, только когда ему самому за 7 кругов до конца пришлось долить топливо. Его пит-стоп уложился в рекордное время - 16 секунд! Несмотря на все Аскари снова вырвался вперед и уверенно одержал победу со средней скоростью в 146,3 км/ч перед Виллорези, Зоммером, Этанселином и Бира.

        Результат:
        Аскари (Ferrari) 1:59:24,6
        Виллорези (Ferrari)
        Зоммер (Talbot)
        Этанселин (Talbot)
        Бира (Maserati)
        Розье (Talbot)
        де Граффенрид
        Парнелл (Maserati)
        Уайтхед (Ferrari)
        Левег (Talbot)
        Ашмор (Maserati)
        Гриньян (Talbot)
        Клас (Talbot)
        Бранка (Maserati)
        Фишер (Simca-Gordini)


        10.07.1949 - Гран При Альби.

        Альби стало прототипом для тех чрезвычайно быстрых трасс, которые, к сожалению, сейчас все больше предпочитают в Европе. Также печально, что список участников был неполон - Ferrari отменили свой приезд.

        Поэтому гонка вылилась в дуэль между Maserati и Talbot, в которой нечего было противопоставить гоночному гению аргентинца Фанхио. Тем более что его Maserati без проблем переносил ужасную жару этого дня. Рекорд трассы был установлен в прошлом году Виллорези, и составляет 168,031 км/ч. Даже такому мастеру как Фанхио не удалось со своими 165 км/ч на лучшем круге его побить.

        Зоммер очередной раз стал неудачником дня. В самом начале гонки он столкнулся с одним из участников, а затем его постоянно мучили проблемы с зажиганием.

        Результаты:
        Фанхио (Maserati 1,5л. К) 1:54:38,6
        Бира (Maserati 1,5л. К) 1:57:17,6
        Розье (Talbot 4,5л) отстал на круг
        де Граффенрид (Maserati 1,5л. К) отстал на круг
        Майресс (Talbot 4,5л) отстал на два круга
        Зоммер (Talbot 4,5л) отстал на три круга

        Зато Ferrari собрали все лавры на озере Гарда, тем более что Штук на своем AFM выбыл на втором круге из-за сломавшегося карданного вала, а самые большие конкуренты - в виде Maserati и Talbot - отсутствовали вообще.

        Так как Аскари также не участвовал, победа, само собой, досталась опытному Виллорези. Ему даже не пришлось особенно напрягаться, чтобы оставить позади коллегу по команде Тадини и англичанина Мосса, которому удалось занять третье место на Cooper с мотором Jap объемом 1 литр (!).

        Результат финального заезда:
        Виллорези (Ferrari 2л.) 1:26:27,0
        Тадини (Ferrari 2л.) 1:27:49,2
        Мосс (Cooper-Jap 1л) 1:30:00,0


        17.07.1949 - Гран При Франции.

        Самое значительное событие французского автоспорта принесло острую борьбу и сенсации на каждом шагу. 17 июля на трассе Реймс-Гё состоялись, кроме гонки на Большой Приз Франции для машин Формулы 1, также "Coupe Petites Cylindrees" и два мотоциклетных мероприятия в классах 350 и 500 куб./см. Большинство сюрпризов готовило французское Grande epreuve, которое имело дистанцию в 64 круга, или в 504 км. Впервые в этом сезоне в одном месте собрались все именитые гонщики двух континентов, за исключением швейцарца де Граффенрида. С наибольшим интересом ожидалась борьба между шестикратным победителем Гран При, явным фаворитом Фанхио (на 1,5-литровой компрессорной Maserati) и быстрым итальянцем Виллорези (на 1,5-литровой компрессорной Ferrari). Его не менее успешный соотечественник и коллега по команде Аскари, к сожалению, мог только наблюдать из боксов за стартом 17 участников, так как его машина получила повреждения во время квалификации, и ее не успели вовремя восстановить. Таким образом, команда Ferrari состояла только из двух машин (Виллорези и Уайтхед), и была в явном меньшинстве по сравнению с Maserati 4CTL аргентинцев, Фарины, Бира и англичан Парнелла и Мюррея. С французской стороны им противостояли семь Talbot, возглавляемых Розье и Широном.

        В 4:30 под полными напряжения взглядами 35 000 зрителей Шарль Фаро опустил стартовый флаг и у светло-голубых Talbot осталось сразу мало шансов, так как немедленно началась дуэль между Maserati Фанхио и Кампоса, и Ferrari и они, подгоняя друг друга, умчались вперед. Однако эта захватывающая дух схватка завершилась уже на 4 круге, когда в повороте Thiollet итальянец сошел из-за поломки мотора. Теперь впереди ехали два аргентинца и Бира перед Talbot Розье, Зоммера и Широна, за которыми на некотором расстоянии следовали Уайтхед и Maserati Фарины. А на 27 круге из-за дефекта тяги акселератора остановился и Фанхио...

        Напоследок на протяжении двух кругов завязалась борьба "колесо к колесу", когда на 58 круге красная Ferrari Уайтхеда прошла Talbot и заняла лидирующую позицию. Однако как он не пытался сохранить ее за собой, в какой-то момент он слишком многого потребовал от своей машины, на 60 круге потерял скорость, и под бесподобные овации публики француз Широн возглавил гонку. Принц Бира не смог его догнать, но обеспечил великолепный финиш, за 600 метров до конца обойдя Ferrari Уайтхеда и ставший вторым на расстоянии всего 300 метров от Широна. Четвертым стал Розье на Talbot, остальными двумя оставшихся на трассе гонщиками этого самого "убийственного" "Grand еprueve" года (6 из 17) стали Зоммет на Talbot и Шабуа на Delahaye, их обошли на 3 и на, соответственно, 6 кругов.

        Результаты:
        Широн Talbot 4,5 , время: 3:06:33 (160,87 км/ч)
        Бира Maserati 1,5 с компрессором
        Уайтхед Ferrari 1,5 с компрессором
        Розье Talbot 4,5
        Зоммер
        Шабуа


        Лозанна в гоночном угаре:
        три большие гонки у Женевского озера.

        Тот большой успех, который имел автомобильный клуб Лозанны в 1947 году своим первым мероприятием - тогда мы с полным правом назвали Большой Приз Лозанны самой интересной гонкой года - был и в этом году записан организаторами на свой счет (в 1948 гонка не проводилась). Причины этого - в безупречной организации, к ней относиться и предупредительное обхождение с представителями прессы (в наше время это, к сожалению, можно найти далеко не везде), а также отменное ограждение трассы, проведенное органами безопасности, ответственными за порядок и дисциплину, и которые даже не впали в столь знаменитую свойственную им "тупость".

        К этому можно добавить участие в гонке лучших на сегодня гонщиков Европы, а также и особенности самой трассы. Она имеет длину 3,2 км и гонщики проходят ее за время от 1 мин 40 сек. до 2 мин., таким образом, даже при сильно растянутом пелетоне зрителям всегда есть на что посмотреть.

        С технической точки зрения этот нелегкий трек имеет и подъемы и склоны до 7,2%, одно узкое "игольное ушко", многочисленные повороты под прямым углом, быстрые легкие уклоны и короткие прямые.

        Начало гонкам положил в субботу "Большой Приз Лемана" для машин Формулы 2, - с моторами объемом до двух литров. Ожидалась борьба между Ferrari Бонетто и Тадини, Simca-Gordini (особенно Зоммера) и AFM Штука. Маленький Cooper молодого англичанина Мосса с мотором JAP в 1000 кб. см. был очень быстр в квалификации, но никто не верил, что он продержится всю гонку.

        Сразу в первом круге развернуло одного из фаворитов, Бонетто на Ferrari, он потерял драгоценное время, которое уже не смог наверстать. Ханс Штук с самого начала прекрасно держался в лидирующей группе, но в 20 кругу вынужден был сбавить темп, его задние тормоза плохо действовали из-за неподходящего тормозного цилиндра. В дальнейшем Штук выиграл поединок с Бонетто - у того, кстати, была самая мощная машина в пелетоне - и занял заслуженное четвертое место.

        Сенсацией и одновременно апогеем этого сражения были 3 Simca-Gordini Зоммера, Манзона и Тритиньяна. Особенно Зоммер, который еще в 1947 году показал здесь отличный результат, провел всю гонку с замечательной уверенностью и подкупающим размахом и заслуженно пересек финишную черту победителем. Особенно хорошо видно, насколько отличный результат он показал, если оценить показанное им время. Вообще-то эта трасса особенно удачно подходит для Simca, благодаря ее маневренности и удачного распределения веса. Но, тем не менее, все рекорды, поставленные здесь даже компрессорными машинами в 1947 году, были им побиты. Им показанное среднее время круга лучше, чем у будущего победителя в гонке больших компрессорных машин Фарины, хотя нужно учесть более длинную гонку и остановку на заправку последних.

        Отличную гонку провел и занявший второе место Манзон, который пересек финишную черту только на несколько секунд позади победителя.

        Результат:
        Зоммер (Simca-Gordini)
        Манзон (Simca-Gordini)
        Тритиньян (Simca-Gordini)
        Штук (AFM)
        Бонетто (Ferrari)
        Мартин (Simca-Gordini)
        Орлей (Veritas)

        В воскресенье утром состоялась "Национальная гонка" для швейцарских гонщиков на спортивных машинах. В классе до 1500 куб./см. выиграл Шмоккер из Лазаны на Nardi-Danese-Fiat перед Зайлером на MG и Хаммерником на Veritas. В этой гонке можно было наблюдать все последствия необдуманной и неосторожной езды: заносы, развороты, срезания углов по тротуарам и тому подобные вещи, которые приносят только потерю времени и ненужный риск.

        В гонке машин с объемом двигателя выше 1500 куб./см. долгое время лидировали колесо к колесу Глаузер на 2,9-литровой компрессорной Alfa-Romeo и Детвайлер на бескомпрессорной 4,9-литровой машине той же марки, которому так и не удалось обойти соперника. Во-первых, у Глаузера было на пару лошадиных сил больше, во-вторых, очень трудно обгонять на такой узкой и извилистой трассе. Третьим стал Вефлер на BMW, который провел несколько смелых обгонов против более мощной Alfa-Romeo Кюнзи.

        50000 зрителей (для Швейцарии это очень много) с нетерпением ожидали начала "Большого Приза Лазанны" для машин Формулы 1, другими словами - класса Гран При. Гонка длиной 90 кругов или 291,94 км. Только один вопрос стоял на повестке дня: Ferrari или Maserati? Если судить по квалификации, то следовало ожидать жестокой и абсолютно непредсказуемой борьбы.

        После старта Аскари сразу вышел в лидеры и после первых кругов казалось, что ему удастся оторваться от пелетона. Однако находящийся на третьей позиции Фарина взял отличный темп, обошел Виллорези, а в девятом кругу и Аскари. С этого момента Фарина держал за собой лидерство, его Maserati шла очень чисто и даже остановка для заправки не помешала ему выиграть. Фарина всю гонку вел с большим преимуществом и каждую постоянно увеличивал отрыв, у финиша его отделяли от Аскари 1 мин. 11 сек. Тот был единственным, кто закончил гонку в том же круге, что и победитель.

        Между тем можно было наблюдать несколько интересных схваток. Так Зоммер и Кортезе сражались на бескомпрессорных 2-литровых Ferrari, постоянно меняясь местами, пока машина Зоммера не перегрелась из-за потери воды, и он сдался. Похожую борьбу вели Этанселин и Широн, оба на Talbot, они показали, что и у старшего поколения есть еще порох в пороховницах. Однако и Этанселину пришлось сложить оружие из-за поломки мотора.

        Лидирующая группа в лице Фарины и Аскари постепенно обошли на круг всех остальных. Только Принцу Бире удалось увернуться от этой чести по причине заправки в боксах в 45 кругу. До 73 круга он шел на третьем месте, но вынужден был покинуть эту многообещающую позицию - его машина начала терять масло. Но главным неудачником дня надо признать Виллорези. Один из фаворитов, он уже в первой половине гонки много потерял из-за остановки в боксах, и еще больше в дальнейшем - ему приходилось снова и снова вставлять выпадавшую педаль газа. Штук и в этой гонке принимал участие на AFM, но уже после нескольких кругов выбыл из-за дефекта бензиновой помпы. Швейцарец Де Граффенрид постоянно улучшает свою форму. После успешного старта он потерял два круга из-за заклинившей педали газа, поломку пришлось устранять в боксах. Затем в течение гонки смог пробиться до третьего места, в то время как Кортезе по-праву занял четвертое.

        Это была, в спортивном смысле, очень ценная гонка с многочисленным интернациональным участием. Такая, которую мы бы желали и для Германии.

        Результат:
        Фарина (Maserati) - 2:44:37,3
        Аскари (Ferrari) - 2:45:48
        Де Граффенрид (Maserati)
        Кортезе (Ferrari)
        Широн (Talbot)
        Виллорези (Ferrari)


        17.09.1949 - Гран При Чехословакии.

        Перед более чем 300000 зрителей стартовала интернациональная автомобильная гонка под названием "I Большой Приз Чехословакии", в первый раз с 1937 года. Весь день стояла великолепная погода, когда нескончаемые толпы болельщиков устремились к знакомой трассе, которая претерпела некоторые изменения по сравнению со старыми временами. Вся элита европейских гонщиков собралась тут, и налицо были все условия для "большого дня" в интернациональном автоспорте. Но, к сожалению, в течение этого мероприятия произошел ряд катастроф, которые поставили на него клеймо самого "черного дня" автоспорта в этом году. Относительно отдельных происшествий и их причин существуют самые различные объяснения. Поэтому мы ограничимся только перечислением отдельных аварий и предоставляем все остальное официальному расследованию.

        Во время квалификации разбился насмерть чешский гонщик Ухер-Праг на Maserati. Перед главной гонкой состоялся национальный заезд на "Приз города Брюн". Сразу после старта разбился чешский гонщик Йонак (Прим., - Jonak?) на Aero S, при этом пострадали несколько зрителей. В главной гонке, вскоре после старта, перевернулся принц Бира, но не пострадал. То же самое произошло с обоими гонщиками Maserati Фариной и Парнеллом, которые потерпели аварию в одном и том же месте. Фарина сломал несколько ребер и в этом случае пострадали зрители. Согласно последним сообщениям погибли семь человек и еще 24 ранены. Ходят слухи о недостаточном ограждении трассы и недисциплинированности зрителей.

        В главной гонке сначала лидировал швейцарский гонщик Maserati де Граффенрид перед французом Широном, также на Maserati. Но уже на 12 круге швейцарец выбыл из-за перебоев с зажиганием и подачей топлива. В восьмом кругу выбыл и Широн из-за дефекта сцепления. Между тем Этанселин на Talbot и Уайтхед на Ferrari заняли место позади обоих лидеров и вели жесткую борьбу за третье место. У Этанселина было при этом больше шансов, так как ему не требовалось заправлять свой Talbot, в то время как Уайтхед заехал в боксы и потерял при этом время. Однако, в конце концов, англичанину удалось-таки протиснуть свою Ferrari мимо Этанселина, и выиграть эту тяжелую гонку протяженностью 354 км, хоть и с минимальным преимуществом в 26 секунд. Еще примерно 4 минуты спустя очень ровно проведший гонку итальянец Кортезе привел свою Ferrari на хорошее третье место. Далее заняли места Левег (Франция) на Talbot, Луве (Франция) на Maserati, Клас (Бельгия) на Talbot, Розье (Франция) на Talbot, Карини (Италия) на Maserati, и девятым пришел первый чех Сойка на Tatraplan. Лучший круг показал де Граффенрид на Maserati со средней скоростью в 132 км/ч.
        Кто сказал - борьба напрасна, зло сильней добра?
        Кто сказал - спасайся, вот нора?
        Путь тяжел, но цель прекрасна, как огонь костра.
        Человек, настал твой час, пора!

        Комментарий

        • zdvig
          Super жЫвотное
          • Dec 2004
          • 11116

          #5
          Сообщение от sasa
          наверное надо просто создать отдельный раздел, тогда там все можно разложить по соответственно названным темам
          да. согласен. Нужно так сделать
          жЫвотное... Супербизон... зВерь
          А Хилл пидарас

          Комментарий

          Обработка...
          X
          😀
          😂
          🥰
          😘
          🤢
          😎
          😞
          😡
          👍
          👎