Материал предоставлен официальным сайтом Кирилла Овчаренко http://www.kartgalery.ru
Апекс - точка с внутренней стороны поворота, ориентируясь на которую гонщик выполняет свой маневр. В зависимости от характера виража и индивидуального стиля вождения различают поздний и ранний апекс. В первом случае пилот входит в поворот широко, стремясь максимально спрямить траекторию на выходе, прижимаясь к внутренней бровке, во втором - вход "узкий", со значительным смещением к внешней стороне трассы.
Боковые понтоны - элементы машины, размещенные по бокам монокока; в них размещены радиаторы систем охлаждения и некоторые другие агрегаты.
Гравийная ловушка - засыпанная гравием зона с внешней стороны поворотов. Чаще всего располагается в местах, где наиболее вероятны сходы с трассы. Попав на гравий, болид в нем вязнет, теряя скорость.
Грелка для покрышек - электрическая грелка, разогревающая покрышки до рабочих температур (около 90°С) непосредственно перед установкой на машину. Время разогрева - около двух часов.
Диффузор - задняя часть днища болида, сконструированная таким образом, чтобы, используя законы аэродинамики, обеспечить максимальную прижимную силу при прохождении поворотов. Она достигается за счет разрежения воздуха под днищем машины, которое создается с помощью диффузора.
Закрытый парк - огражденная территория, на которой хранятся машины после квалификации и гонки, где проводится их техническая инспекция. Представители команд не имеют права выполнять какие бы то ни было работы на болиде, поставленном в закрытый парк.
Квалификация - сдвоенная двухчасовая сессия, проводимая в субботу с целью определить порядок мест, которые пилоты займут на старте предстоящей гонки. В ходе квалификации каждый гонщик может пройти лишь два круга на время. При этом на трассу участников Гран-при выпускают по очереди: в первой сессии - в порядке мест, занимаемых в общем зачете чемпионата, во второй - в соответствии с порядком мест, определившихся в первой сессии.
Контрольная планка - деревянная планка сантиметровой толщины, которая перед стартом крепится под днищем машины и служит в качестве индикатора правильности настройки подвески. Если после гонки планка сточена больше, чем на миллиметр, считается, что болид был "посажен" слишком низко, что обеспечило гонщику дополнительный выигрыш в аэродинамике, и на команду накладываются штрафные санкции.
Круг установочный - первый круг после выезда из боксов на официальных тренировках, предназначенный для проверки работы различных систем автомобиля, радиосвязи, телеметрии и т. п. Обычно, проехав инсталляционный круг, гонщик возвращается в боксы, не пересекая линию финиша.
Круг формирующий - круг, выполняемый пелотоном вслед за сэйфети-каром непосредственно перед стартом гонки. Его также называют "прогревочным" или разминочным".
Леденец - табличка на шесте, которую опускают перед машиной на пит-стопе. С ее помощью, когда работа механиков подходит к концу, гонщику подают сигнал включить передачу (повернув табличку стороной, на которой обычно написано "1-я передача") и начинать движение (подняв табличку).
Маршал - сотрудник, обеспечивающий безопасное проведение гонки. Он подает флагами сигналы участникам заезда, помогает убрать в безопасное место машину, оказавшуюся за пределами трека, следит за тем, чтобы посторонние не попали за ограждение трассы, создавая угрозы себе и гонщикам.
Паддок - закрытая для доступа публики территория, где располагаются зоны управления гонкой, площадки для парковки транспорта команд, боксы, медиа-центр и прочие рабочие зоны.
Пит - площадка перед боксами, на которой во время гонки провод пит-стоп - краткая остановка для обслуживания машины (смена колес, дозаправка и т.п.).
Пит-лайн - дорожка между боксами и пит-уолл, по которой пилоты во время тренировок и гонок выезжают на трассу или возвращаются в боксы. Выезд с пит-лайн закрыт в перерывах между сессиями. Кроме того, пит-лайн закрывают за 15 минут до старта. Те, кто не успел к этому моменту выехать на трассу, должны начинать гонку с пит-лайн.
Пит-уолл - стенка, отделяющая пит-лайн от трассы.
Поул-позишн - первая позиция на стартовом поле. Ее занимает гонщик, показавший лучшее время в квалификации.
Проезд через боксы - одно из наказаний, применяемых к участнику гонки, который нарушил правила и создал опасную ситуацию на трассе. По приказу стюардов он должен проехать по пит-лайн, снизив скорость в соответствии с действующим ограничением (в 2004 году - 100 км/ч, за исключением трасс с узким пит-лайном), и, не останавливаясь, вернуться на трассу.
Разминка - 15-30-минутная сессия, позволяющая провести проверку настроек перед квалификацией или гонкой.
Сэйфети-кар (пейс-кар) - автомобиль, который выпускают на трассу, если на каком-либо ее участке возникла ситуация, препятствующая нормальному проведению гонки и требующая времени на ее устранение. Сэйфети-кар занимает место впереди лидера и задает пелотону пониженную скорость, которая гарантирует безопасное проведение работ по наведению порядка.
Скрутиниринг - проверка соответствия болидов, выставленных на гонку, требованиям технического регламента, которую проводят уполномоченные FIA специалисты.
Слип-стрим - тактический прием, когда гонщик пытается разогнаться и провести обгон, максимально приблизившись сзади к машине соперника и используя разрежение, создаваемое ее аэродинамическими потоками.
Стюарды - три официальных представителя FIA, командируемые федерацией на Гран-при, в задачу которых входит контроль за ходом проведения этапа и принятие оперативных решений о наказании провинившихся гонщиков.
Тормозной баланс - схема распределения усилия срабатывания тормозов, позволяющая точнее управлять машиной в зависимости от характера трассы. Переключая тумблер на панели приборов, гонщик может менять баланс между передней и задней осями во время движения.
Тренировки - сессии продолжительностью от 30 минут до двух часов, которые организуются в пятницу и субботу в дни гоночных уик-эндов, чтобы команды могли подготовить болиды к гонке. Различают частные и хронометрируемые тренировки. Частные проводятся в течение двух часов в пятницу утром, и в них могут принимать участие резервные и тест-пилоты всех команд, кроме занявших первые четыре места в Кубке конструкторов предыдущего года. В хронометрируемых тренировках участвуют только "боевые" пилоты.
Шикана - поворот-замедлитель, вынуждающий гонщиков сбрасывать скорость перед следующим участком трассы. Обычно сооружается в конце длинных прямых перед скоростными виражами, чтобы облегчить и обезопасить их прохождение.
Поделитесь! Что еще можно включить в этот словарь. Может что-то скорректировать?
Комментарий