ГОНЩИК И ТРЕНЕР.
В последнем номере газеты «Los Angeles
Times» на первой полосе спортивного раздела была опубликована статья с названием «Тренер вернул в игру Джека Никлауса». В ней писалось, что результаты мистера Никлауса, возможно лучшего гольфиста за всю историю гольфа, на последнем соревновании резко пошли вниз. Но он не долго думая обратился к своему другу, который по счастливому стечению обстоятельств тренировал на этом же турнире игрков младшей лиги, чтобы тот посмотрел на него. Тренер посмотрел немного на «Золотого медведя» (кличка Никлауса), помог ему немного изменить замах и мистер Никлаус вернулся к своей непобедимой игре.
Мистер Никлаус не увидел в этом ничего странного и ничего на это не ответил репортерам. Роберт Трент Джонс однажды сказал про Никлауса; «Я понимаю всё, что можно понимать в гольфе, но я не понимаю ничего в той игре, в которую играет Никлаус». Никлаус, это как Шумахер в гонках. Вы можете себе представить, чтобы Шумахер обратился к Джеки Стюарту, чтобы тот помог ему выйти из полосы неудач?
Пит Сампрас, Борис Беккер, Штеффи Графф и Мартина Навратилова не выходят из отеля без своих тренеров.Джо Монтана имеет нескольких, которые записывают на видео каждое его движение на площадке, а потом изучают. Большинство профессиональных гольфистов имеют личных тренеров и все они постоянно анализируют их технику игры. То же самое в других видах спорта. Легкоатлеты, боксеры, лыжники, и велосипедисты, все имеют тренеров. Команды по футболу, бэйзболу и т.д. имеют в своем составе тренеров столько же сколько и игроков. Опытные летчики заканчивают летные школы и даже после этого продолжают учиться у свои старших по званию товарищей. По существу есть только два вида атлетов, которые не имеют тренеров, это Гонщики и Жоккеи.
Я не нахожу объяснения этому феномену. Я согласен, что в автоспорте у всех большое Эго, но Эго у тех же летчиков истребителей точно не меньше. По факту любой индивидуальный вид спорта воспитывает эгоистов, и даже многие командные виды спорта терпимо относятся к таким проявлениям. Более того, большинство гонщиков часто спрашивают мнения у малоквалифицированных наблюдателей. И уж точно это не отсутствие дисциплины. Самодисциплина успешных гонщиков на зависть любым другим людям. Встает вопрос – а вообще есть смысл в тренерах в профессиональном моторспорте? Черт возьми – ЕСТЬ! Даже на самом высоком уровне.
Моя личная теория о гоночном инженере говорит, что моё наличие в боксах во время практики или гонки, должно быть сведено к минимуму. Инженер должен находиться на трассе и смотреть на машины. Шеф механик должен наблюдать за всем в боксах – это его работа. Если инженеру надо связаться с пилотом или с механиками в боксах, то для этого есть радиосвязь.
Моя работа заключается в том, чтобы пакет из машины и пилота сделать быстрее. И чтобы сделать это наилучшим образом, и дать пилоту лучшую машину, я должен на неё смотреть на трассе. Надо правда заметить, что чем быстрее становятся машины, меньше у них ходы подвесок и старше мои глаза, делать это становится всё труднее.
В любом случае я путешествую по трассе много. На ногах, на велосипеде, квадроцикле и на всем остальном. Я очень редко там встречаю своих конкурентов. Вот имена немногих из них - Alec Purdy, Jim Magee, Jack Roush, Kurt Roehrig,Bob Riley и Jan Zuidjidk. Howard Milliken халтурит и отправляет к нам свою женщину.
На последней гонке серии CART в Лонг Бич, если бы я не увидел на трассе инженеров одной очень сильной команды, наблюдавших за своими машинами, результаты могли бы сложиться для нас намного лучше…
И так, что я советую? Я всего лишь говорю, что обеспеченный (с хорошими спонсорами) молодой гонщик сделает хорошо, если будет нанимать квалифицированного тренера, хотя бы иногда. Хотя понять кто же квалифицированный, однако, не так то просто. И плохой тренер в нашем случае хуже чем никакого.
К сожалению большинство хороших гонщиков плохие тренера, или имеют плохое понимание динамики движения автомобиля и как эти все ощущения передаются пилоту. А большинство хороших механиков, телеметристов и инженеров очень плохо понимают как надо управлять машиной. Вам не надо быть настолько же сильным теннисистом как Пит Сампрас, чтобы тренировать его, но для того, чтобы понимать как эту игру улучшить в его голове, вы должны сами быть очень хорошим игроком. И если вы не можете влезть к нему в голову, то совсем не важно, как много вы знаете про физику и технику тенниса, вы не сможете тренировать на таком уровне.
То же самое и в гонках. Все хорошие тренера, которых я знал в автоспорте, когда-то были хорошими гонщиками в достаточно серьезных классах. Хотя, конечно, этого тоже не достаточно. Он так же должен быть «мыслителем», коммуникатором и быть готовым опустить своё Эго ниже чем Эго своего пилота. К сожалению вокруг не так много таких как Rick Mears,
Dick Simons, Ken Tyrrell, Eddie Jordan, Bob Earl, Tony Kester, Peter Kuhn, Bob Lobenberg, Richard Spenard или Carroll Smith. Их никогда не было много и никогда не будет.
Некоторые гонщики кажется думают, что хорошая телеметрия и квалифицированный телеметрист это приемлемая альтернатива. Но это не одно и то же. Телеметрия это неоценимая помощь тренеру, но не замена ему.
Приведу один пример. Недавно я был свидетелем тупика, в который попал молодой гонщик и его очень известный телеметрист. Инженер смотрел на графики угла поворота руля, бокового и продольного ускорения и угла открытия дроссельной заслонки.
Он обратил внимание, что на выходе из одного специфического поворота, машина выезжала с большой недостаточной поворачиваемостью (хотя и не долго) при полностью открытом дросселе. Он предположил, что недостаточная поворачиваемость была следствием действий пилота.
Пилот попытался объяснить, что он делал это специально, потому что в том месте машина попадала на кочковатый участок трассы и если у нее не было недостаточной поворачиваемости, то она резко уходила в избыточную, что заставляло его отпускать газ. Телеметрист никогда не был «там» и он даже не мог предположить о том, что такое возможно и просто завис. Тупичок…
На любом уровне развития, одна из лучших инвестиций, которую может сделать молодой гонщик, это нанимать квалифицированного тренера хотя бы изредка. Только надо быть при этом уверенным, что человек умеет учить и у вас не будет личного конфликта и столкновения ваших Эго.
В последнем номере газеты «Los Angeles
Times» на первой полосе спортивного раздела была опубликована статья с названием «Тренер вернул в игру Джека Никлауса». В ней писалось, что результаты мистера Никлауса, возможно лучшего гольфиста за всю историю гольфа, на последнем соревновании резко пошли вниз. Но он не долго думая обратился к своему другу, который по счастливому стечению обстоятельств тренировал на этом же турнире игрков младшей лиги, чтобы тот посмотрел на него. Тренер посмотрел немного на «Золотого медведя» (кличка Никлауса), помог ему немного изменить замах и мистер Никлаус вернулся к своей непобедимой игре.
Мистер Никлаус не увидел в этом ничего странного и ничего на это не ответил репортерам. Роберт Трент Джонс однажды сказал про Никлауса; «Я понимаю всё, что можно понимать в гольфе, но я не понимаю ничего в той игре, в которую играет Никлаус». Никлаус, это как Шумахер в гонках. Вы можете себе представить, чтобы Шумахер обратился к Джеки Стюарту, чтобы тот помог ему выйти из полосы неудач?
Пит Сампрас, Борис Беккер, Штеффи Графф и Мартина Навратилова не выходят из отеля без своих тренеров.Джо Монтана имеет нескольких, которые записывают на видео каждое его движение на площадке, а потом изучают. Большинство профессиональных гольфистов имеют личных тренеров и все они постоянно анализируют их технику игры. То же самое в других видах спорта. Легкоатлеты, боксеры, лыжники, и велосипедисты, все имеют тренеров. Команды по футболу, бэйзболу и т.д. имеют в своем составе тренеров столько же сколько и игроков. Опытные летчики заканчивают летные школы и даже после этого продолжают учиться у свои старших по званию товарищей. По существу есть только два вида атлетов, которые не имеют тренеров, это Гонщики и Жоккеи.
Я не нахожу объяснения этому феномену. Я согласен, что в автоспорте у всех большое Эго, но Эго у тех же летчиков истребителей точно не меньше. По факту любой индивидуальный вид спорта воспитывает эгоистов, и даже многие командные виды спорта терпимо относятся к таким проявлениям. Более того, большинство гонщиков часто спрашивают мнения у малоквалифицированных наблюдателей. И уж точно это не отсутствие дисциплины. Самодисциплина успешных гонщиков на зависть любым другим людям. Встает вопрос – а вообще есть смысл в тренерах в профессиональном моторспорте? Черт возьми – ЕСТЬ! Даже на самом высоком уровне.
Моя личная теория о гоночном инженере говорит, что моё наличие в боксах во время практики или гонки, должно быть сведено к минимуму. Инженер должен находиться на трассе и смотреть на машины. Шеф механик должен наблюдать за всем в боксах – это его работа. Если инженеру надо связаться с пилотом или с механиками в боксах, то для этого есть радиосвязь.
Моя работа заключается в том, чтобы пакет из машины и пилота сделать быстрее. И чтобы сделать это наилучшим образом, и дать пилоту лучшую машину, я должен на неё смотреть на трассе. Надо правда заметить, что чем быстрее становятся машины, меньше у них ходы подвесок и старше мои глаза, делать это становится всё труднее.
В любом случае я путешествую по трассе много. На ногах, на велосипеде, квадроцикле и на всем остальном. Я очень редко там встречаю своих конкурентов. Вот имена немногих из них - Alec Purdy, Jim Magee, Jack Roush, Kurt Roehrig,Bob Riley и Jan Zuidjidk. Howard Milliken халтурит и отправляет к нам свою женщину.
На последней гонке серии CART в Лонг Бич, если бы я не увидел на трассе инженеров одной очень сильной команды, наблюдавших за своими машинами, результаты могли бы сложиться для нас намного лучше…
И так, что я советую? Я всего лишь говорю, что обеспеченный (с хорошими спонсорами) молодой гонщик сделает хорошо, если будет нанимать квалифицированного тренера, хотя бы иногда. Хотя понять кто же квалифицированный, однако, не так то просто. И плохой тренер в нашем случае хуже чем никакого.
К сожалению большинство хороших гонщиков плохие тренера, или имеют плохое понимание динамики движения автомобиля и как эти все ощущения передаются пилоту. А большинство хороших механиков, телеметристов и инженеров очень плохо понимают как надо управлять машиной. Вам не надо быть настолько же сильным теннисистом как Пит Сампрас, чтобы тренировать его, но для того, чтобы понимать как эту игру улучшить в его голове, вы должны сами быть очень хорошим игроком. И если вы не можете влезть к нему в голову, то совсем не важно, как много вы знаете про физику и технику тенниса, вы не сможете тренировать на таком уровне.
То же самое и в гонках. Все хорошие тренера, которых я знал в автоспорте, когда-то были хорошими гонщиками в достаточно серьезных классах. Хотя, конечно, этого тоже не достаточно. Он так же должен быть «мыслителем», коммуникатором и быть готовым опустить своё Эго ниже чем Эго своего пилота. К сожалению вокруг не так много таких как Rick Mears,
Dick Simons, Ken Tyrrell, Eddie Jordan, Bob Earl, Tony Kester, Peter Kuhn, Bob Lobenberg, Richard Spenard или Carroll Smith. Их никогда не было много и никогда не будет.
Некоторые гонщики кажется думают, что хорошая телеметрия и квалифицированный телеметрист это приемлемая альтернатива. Но это не одно и то же. Телеметрия это неоценимая помощь тренеру, но не замена ему.
Приведу один пример. Недавно я был свидетелем тупика, в который попал молодой гонщик и его очень известный телеметрист. Инженер смотрел на графики угла поворота руля, бокового и продольного ускорения и угла открытия дроссельной заслонки.
Он обратил внимание, что на выходе из одного специфического поворота, машина выезжала с большой недостаточной поворачиваемостью (хотя и не долго) при полностью открытом дросселе. Он предположил, что недостаточная поворачиваемость была следствием действий пилота.
Пилот попытался объяснить, что он делал это специально, потому что в том месте машина попадала на кочковатый участок трассы и если у нее не было недостаточной поворачиваемости, то она резко уходила в избыточную, что заставляло его отпускать газ. Телеметрист никогда не был «там» и он даже не мог предположить о том, что такое возможно и просто завис. Тупичок…
На любом уровне развития, одна из лучших инвестиций, которую может сделать молодой гонщик, это нанимать квалифицированного тренера хотя бы изредка. Только надо быть при этом уверенным, что человек умеет учить и у вас не будет личного конфликта и столкновения ваших Эго.
Комментарий