Думаю многие знают, что я попробовав в прошлом году на Кубке России проехать гонку в классе KZ2 подсел в него, и у меня получилось уже в этом году проехать зимний Кубок и 4 этапа Чемпионата России в этом классе. По аналогии с тем, как году в 2010 я описывал свое знакомство со спортивным картингом, в частности с классом Rotax Max, затем в 2012 с классом Rotax Max DD2, сейчас пришла пора класса KZ2.
Начать свое повествование, я решил с самого, пожалуй, животрепещущего для любого пилота момента: какова цена вопроса, точнее насколько дороже этот класс, чем тот же DD2? Поехали!
Шасси: знакомая и любимая мной CRG производит шасси для обоих классов, причем DD2 использует ту же самую тормозную систему, что и KZ2, те же кулаки, рулевую, тяги, ... Так что нет ничего удивительного в том, что цена на шасси для KZ2 идентична цене шасси DD2.
4100-4200 евро, зависит от того, где, в какое время года покупать. Если попасть на скидки, они будут одинаковы на оба шасси.
Если брать другие бренды цены идут вниз, вплоть до 3000-3200 евро за шасси и там и там
Мотор:
новый мотор DD2 стоит 3000 евро, и включает в себя в том числе впуск, выпуск и систему охлаждения. Все стандартное.
новый мотор для KZ2 стоил весной в районе 3300, сейчас я слышал о некоем подорожании до 3700 евро. Это TM KZ10B, где уже много чего доведено до ума, относительно KZ10.
Если мы говорим про нестандартные моторы, то в DD2 это либо селекция (покупаем, тестируем, оставляем себе лучшее), либо платить тем, кто уже эту селекцию провел и готов продать быстрый цилиндр, карбюратор, идем в сервис и просим правильно собрать нам мотор, чтобы вал "ходил", зазор был верный, и так далее...
В KZ2 тюнинговый мотор стоит 5000-5500. На своем примере скажу, что собрать/выбрать быстрый мотор для DD2 обошлось дороже, чем купить тюнинговый KZ10B, на котором в Ростове показал 49.0 (на свободных тренировках, что было вполне в темпе лидеров, то есть мотор моторит).
Система охлаждения:
Здесь отличие: в DD2 у вас все идет с мотором, а вот в KZ2 придется купить отдельно радиатор, помпу (которая в DD2 в моторе), и шланги.
Сам радиатор также дороже: стартует от 350-400 евро, и 800 евро в топовых моделях.
Электрика: а здесь уже DD2 проигрывает, ибо на одних аккумуляторах, можно разориться. Я в этом году поменял 3 или 4 штуки - дохнут и все. А кто не сталкивался с проблемами по проводке? Кнопочки подводили? Стартер? Забудьте это все: перефразируя слоган DD2 "NO Wires - No Pain"
Сразу скажу: завести KZ2 самостоятельно дело элементарное, так что все разговоры про то, что без механика никуда - в лес.
Телеметрия: и там и там аналогичный набор, минимальной стоимостью 330 евро.
Тележка: тоже самое - и там и там.
Итого, карт DD2 (CRG) в сборе у нас получился с мотором из коробки от 7450 евро, карт KZ2 8900 евро. Итого KZ2 разово на 1450 евро, или 20% дороже. Если говорим о быстрых моторах - цены как минимум сравняются.
Идем дальше, где начинается самое интересное:
Резина:
Vega слик - при оплате в Москве (с доставкой на этап нужного кол-ва комплектов) - 8500 руб.
Vega дождь - при оплате в Москве (c доставкой на этап нужного кол-ва комплектов) - 9500
Цена не менялась, несмотря на рост курса евро на 10% этим летом.
Mojo D3 (слик) - 210 евро. При курсе 40 это было 8500 руб.
На последнем этапе цена была 9300 (евро вырос, как я говорил).
Mojo W2 (дождь) - на последнем этапе 9700 если я правильно помню.
То есть, в целом цены на РЕЗИНУ (самый главный расходный материал в плане бюджета по ходу сезона) можно сказать одинаковые, и VEGA даже дешевле, так как в основном мы используем все таки слик.
Расход резины: и там и там на этап разрешено 1,5 комплекта слика и 2 дождя. Дождь сдается, и если не был использован возвращается в KZ2, а в DD2 он сдается если есть необходимость по погоде.
И на этапах ЧР и на этапах DD2 я использовал 1,5 комплекта слика (если позволяла погода) + 1 на тренировку. То есть 2,5 сухих комплекта за этап. Иногда бывало ставили еще один сухой, но это скорее мое желание - необходимости такой не было. Причем так делали в DD2, так как там разгонная гонка это еще +1 комплект резины как ни крути. В KZ2 стабильно докатываем колеса с прошлого этапа, ставим один новый комплект на тренировках, и затем гонка.
Так что расход идентичен. А держит кстати говоря VEGA существенно лучше
Оплата тренировок (трассы)
Картодромам не поверите, но по фиг - KZ2 или DD2 утюжит трассу, и там и там прайс один. Почти везде 1500 рублей в день.
Топливо:
В ротаксе 95 бенз и масло 1 к 40, в KZ2 98 бенз и масло 1 к 25 грубо говоря. Соответственно здесь по топливу KZ2 выходит несколько дороже.
Стартовые на гонки:
KZ2 6500 руб. за три дня: пятница (офиц тренировки), суббота (квала +хиты) и воскресенье (прогрев и финалы)
За пятницу за полдня картодромы берут за свободные тренировки максимум 1000 рублей.
Итого 7500 (экологию не считаю - они есть везде и везде эти 100,200,3000 рублей одинаковые)
Ротакс: 4500 за этап воскресенье, суббота обычная местная гонка допустим 3500 минимум, и пятница тренировки (последнее время до 16.00 а то и до 14.00) еще 1000-1500 картодрому.
Итого за три дня: 9000-9500
Хиты на чемпионате России дают в плане опыта ничуть не меньше разгонных гонок, а может и больше, так влияют на результат и позволяют исправить ляпы квалы.
Сами тренировки перед этапом ЧР обычно только с четверга (кроме 1-2 этапов перед которыми по ходу сезона проводят 2 УТС), так что здесь тоже экономия. Не надо переживать, что кто-то вкатывает трассу аж с понедельника, а у тебя нет такой возможности. Плюс и по деньгам и по времени.
Выезд на этап:
дорога, проживание, питание Пилота и Механика и там и там стоят одних денег. Независимо от класса.
Обслуживание и запчасти на шасси: опять же таки загнутый кулак или рулевая колонка стоит одинаково и на KZ2 и на DD2 (говорю про CRG)
Обслуживание моторов: да, на KZ2 замена поршня через 2 часа. А знаете что такое 2 часа? а это аккурат 1 этап (2 трены, квала, хиты, прогревы, финалы)
То есть даже имея один мотор, надо будет перед квалой поршень поменять. Берем Ротакс - уже известно, что после 6 часов надо менять поршень. Иначе мотор садится. 6 часов это как раз гоночная неделя.
Только в плане бюджета можно учесть, что в Ротаксе вы платите за переборку сервис центру минимально от 2000 рублей, а в случае KZ2 очень часто эта работа входит в услуги команды. С учетом цены поршня то на то и выходит, только без нервотрепки - а можно ли поменять поршень в пятницу, или уже поздно... Ага, скажете вы - а более глобальная переборка? Да, присутствует, но опять же и там и там - и в DD2 сгорают валы, случаются прихваты, так что в целом то на то и выходит.
Цепи, звезды, загрузы:
в DD2 придется купить дополнительно к новому мотору еще 3 загруза, то есть грубо говоря потратить 300 евро. Вместо цепи надо будет менять иногда недешевые тефлоновые вставки.
в KZ2 надо купить звезды задние и передние, и тратиться на цепи и смазку цепи. Да, будет несколько дороже чем в DD2, но не торопитесь с выводами.
Тормозные колодки:
и там и там, можно ехать быстро и менять регулярно, или не менять и быстро не ехать. Расход по сути будет одинаковый - на гонку надо ставить новый комплект, иначе вы даете фору соперникам.
В догонку: 2 комплекта сухих дисков, дождевые диски (желательно 2 комплекта), 2 бака все это надо иметь и там и там.
Резюме: даже если KZ2 и дороже где-то (цена мотора, его обслуживание, топливо, цепи), то есть места где это компенсируется, а тот хвостик который возможно и остается (у меня даже его не получилось по итогам сезона, если сравнивать 2 класса), просто растворяется на фоне основных расходов на РЕЗИНУ, УСЛУГИ КОМАНДЫ, ДОРОГУ, ПРОЖИВАНИЕ, ПИТАНИЕ, колодки, масло, да даже ЭКИПИРОВКУ ПИЛОТА
Разница бюджетов будет составлять скажем 1-3% за сезон, если учесть все расходы связанные с ним.
Так что если вы чувствуете, что готовы пробовать себя в классе KZ2 - вперед. Все разговоры о дороговизне на проверку не очень выдерживают критику, если считать целиком сезон хотя бы из 6-8 гоночных уикэндов.
Когда Вам начнут говорить про сотни осей, ступиц и прочее - не реагируйте. Ступицы и в DD2 придется купить хотя бы дождевые на зад. Да и пару осей, а то и тройку неплохо бы иметь.
С этого джентельменского набора вполне можно стартануть и в KZ2, тем более что во многих командах все это есть в наличии, и оплачивается пилотом если ему это потребовалось на гонке, что упрощает жизнь.
Возможно я не все упомянул, но думаю основной смысл донес.
На выходе в KZ2 вы получаете конкуренцию, равной которой в России я пока не видел. 5 быстрых? 10? Думаю на кубке России первые 15 человек будут ехать очень плотно, и вполне в темпе лидеров. Это при том что часто собирается по 25-30 и более пилотов. Каждый соперник это задача, которую придется решать. Легкой жизни не ждите.
Зато интересно, море драйва и удовольствия.
Начать свое повествование, я решил с самого, пожалуй, животрепещущего для любого пилота момента: какова цена вопроса, точнее насколько дороже этот класс, чем тот же DD2? Поехали!
Шасси: знакомая и любимая мной CRG производит шасси для обоих классов, причем DD2 использует ту же самую тормозную систему, что и KZ2, те же кулаки, рулевую, тяги, ... Так что нет ничего удивительного в том, что цена на шасси для KZ2 идентична цене шасси DD2.
4100-4200 евро, зависит от того, где, в какое время года покупать. Если попасть на скидки, они будут одинаковы на оба шасси.
Если брать другие бренды цены идут вниз, вплоть до 3000-3200 евро за шасси и там и там
Мотор:
новый мотор DD2 стоит 3000 евро, и включает в себя в том числе впуск, выпуск и систему охлаждения. Все стандартное.
новый мотор для KZ2 стоил весной в районе 3300, сейчас я слышал о некоем подорожании до 3700 евро. Это TM KZ10B, где уже много чего доведено до ума, относительно KZ10.
Если мы говорим про нестандартные моторы, то в DD2 это либо селекция (покупаем, тестируем, оставляем себе лучшее), либо платить тем, кто уже эту селекцию провел и готов продать быстрый цилиндр, карбюратор, идем в сервис и просим правильно собрать нам мотор, чтобы вал "ходил", зазор был верный, и так далее...
В KZ2 тюнинговый мотор стоит 5000-5500. На своем примере скажу, что собрать/выбрать быстрый мотор для DD2 обошлось дороже, чем купить тюнинговый KZ10B, на котором в Ростове показал 49.0 (на свободных тренировках, что было вполне в темпе лидеров, то есть мотор моторит).
Система охлаждения:
Здесь отличие: в DD2 у вас все идет с мотором, а вот в KZ2 придется купить отдельно радиатор, помпу (которая в DD2 в моторе), и шланги.
Сам радиатор также дороже: стартует от 350-400 евро, и 800 евро в топовых моделях.
Электрика: а здесь уже DD2 проигрывает, ибо на одних аккумуляторах, можно разориться. Я в этом году поменял 3 или 4 штуки - дохнут и все. А кто не сталкивался с проблемами по проводке? Кнопочки подводили? Стартер? Забудьте это все: перефразируя слоган DD2 "NO Wires - No Pain"
Сразу скажу: завести KZ2 самостоятельно дело элементарное, так что все разговоры про то, что без механика никуда - в лес.
Телеметрия: и там и там аналогичный набор, минимальной стоимостью 330 евро.
Тележка: тоже самое - и там и там.
Итого, карт DD2 (CRG) в сборе у нас получился с мотором из коробки от 7450 евро, карт KZ2 8900 евро. Итого KZ2 разово на 1450 евро, или 20% дороже. Если говорим о быстрых моторах - цены как минимум сравняются.
Идем дальше, где начинается самое интересное:
Резина:
Vega слик - при оплате в Москве (с доставкой на этап нужного кол-ва комплектов) - 8500 руб.
Vega дождь - при оплате в Москве (c доставкой на этап нужного кол-ва комплектов) - 9500
Цена не менялась, несмотря на рост курса евро на 10% этим летом.
Mojo D3 (слик) - 210 евро. При курсе 40 это было 8500 руб.
На последнем этапе цена была 9300 (евро вырос, как я говорил).
Mojo W2 (дождь) - на последнем этапе 9700 если я правильно помню.
То есть, в целом цены на РЕЗИНУ (самый главный расходный материал в плане бюджета по ходу сезона) можно сказать одинаковые, и VEGA даже дешевле, так как в основном мы используем все таки слик.
Расход резины: и там и там на этап разрешено 1,5 комплекта слика и 2 дождя. Дождь сдается, и если не был использован возвращается в KZ2, а в DD2 он сдается если есть необходимость по погоде.
И на этапах ЧР и на этапах DD2 я использовал 1,5 комплекта слика (если позволяла погода) + 1 на тренировку. То есть 2,5 сухих комплекта за этап. Иногда бывало ставили еще один сухой, но это скорее мое желание - необходимости такой не было. Причем так делали в DD2, так как там разгонная гонка это еще +1 комплект резины как ни крути. В KZ2 стабильно докатываем колеса с прошлого этапа, ставим один новый комплект на тренировках, и затем гонка.
Так что расход идентичен. А держит кстати говоря VEGA существенно лучше
Оплата тренировок (трассы)
Картодромам не поверите, но по фиг - KZ2 или DD2 утюжит трассу, и там и там прайс один. Почти везде 1500 рублей в день.
Топливо:
В ротаксе 95 бенз и масло 1 к 40, в KZ2 98 бенз и масло 1 к 25 грубо говоря. Соответственно здесь по топливу KZ2 выходит несколько дороже.
Стартовые на гонки:
KZ2 6500 руб. за три дня: пятница (офиц тренировки), суббота (квала +хиты) и воскресенье (прогрев и финалы)
За пятницу за полдня картодромы берут за свободные тренировки максимум 1000 рублей.
Итого 7500 (экологию не считаю - они есть везде и везде эти 100,200,3000 рублей одинаковые)
Ротакс: 4500 за этап воскресенье, суббота обычная местная гонка допустим 3500 минимум, и пятница тренировки (последнее время до 16.00 а то и до 14.00) еще 1000-1500 картодрому.
Итого за три дня: 9000-9500
Хиты на чемпионате России дают в плане опыта ничуть не меньше разгонных гонок, а может и больше, так влияют на результат и позволяют исправить ляпы квалы.
Сами тренировки перед этапом ЧР обычно только с четверга (кроме 1-2 этапов перед которыми по ходу сезона проводят 2 УТС), так что здесь тоже экономия. Не надо переживать, что кто-то вкатывает трассу аж с понедельника, а у тебя нет такой возможности. Плюс и по деньгам и по времени.
Выезд на этап:
дорога, проживание, питание Пилота и Механика и там и там стоят одних денег. Независимо от класса.
Обслуживание и запчасти на шасси: опять же таки загнутый кулак или рулевая колонка стоит одинаково и на KZ2 и на DD2 (говорю про CRG)
Обслуживание моторов: да, на KZ2 замена поршня через 2 часа. А знаете что такое 2 часа? а это аккурат 1 этап (2 трены, квала, хиты, прогревы, финалы)
То есть даже имея один мотор, надо будет перед квалой поршень поменять. Берем Ротакс - уже известно, что после 6 часов надо менять поршень. Иначе мотор садится. 6 часов это как раз гоночная неделя.
Только в плане бюджета можно учесть, что в Ротаксе вы платите за переборку сервис центру минимально от 2000 рублей, а в случае KZ2 очень часто эта работа входит в услуги команды. С учетом цены поршня то на то и выходит, только без нервотрепки - а можно ли поменять поршень в пятницу, или уже поздно... Ага, скажете вы - а более глобальная переборка? Да, присутствует, но опять же и там и там - и в DD2 сгорают валы, случаются прихваты, так что в целом то на то и выходит.
Цепи, звезды, загрузы:
в DD2 придется купить дополнительно к новому мотору еще 3 загруза, то есть грубо говоря потратить 300 евро. Вместо цепи надо будет менять иногда недешевые тефлоновые вставки.
в KZ2 надо купить звезды задние и передние, и тратиться на цепи и смазку цепи. Да, будет несколько дороже чем в DD2, но не торопитесь с выводами.
Тормозные колодки:
и там и там, можно ехать быстро и менять регулярно, или не менять и быстро не ехать. Расход по сути будет одинаковый - на гонку надо ставить новый комплект, иначе вы даете фору соперникам.
В догонку: 2 комплекта сухих дисков, дождевые диски (желательно 2 комплекта), 2 бака все это надо иметь и там и там.
Резюме: даже если KZ2 и дороже где-то (цена мотора, его обслуживание, топливо, цепи), то есть места где это компенсируется, а тот хвостик который возможно и остается (у меня даже его не получилось по итогам сезона, если сравнивать 2 класса), просто растворяется на фоне основных расходов на РЕЗИНУ, УСЛУГИ КОМАНДЫ, ДОРОГУ, ПРОЖИВАНИЕ, ПИТАНИЕ, колодки, масло, да даже ЭКИПИРОВКУ ПИЛОТА
Разница бюджетов будет составлять скажем 1-3% за сезон, если учесть все расходы связанные с ним.
Так что если вы чувствуете, что готовы пробовать себя в классе KZ2 - вперед. Все разговоры о дороговизне на проверку не очень выдерживают критику, если считать целиком сезон хотя бы из 6-8 гоночных уикэндов.
Когда Вам начнут говорить про сотни осей, ступиц и прочее - не реагируйте. Ступицы и в DD2 придется купить хотя бы дождевые на зад. Да и пару осей, а то и тройку неплохо бы иметь.
С этого джентельменского набора вполне можно стартануть и в KZ2, тем более что во многих командах все это есть в наличии, и оплачивается пилотом если ему это потребовалось на гонке, что упрощает жизнь.
Возможно я не все упомянул, но думаю основной смысл донес.
На выходе в KZ2 вы получаете конкуренцию, равной которой в России я пока не видел. 5 быстрых? 10? Думаю на кубке России первые 15 человек будут ехать очень плотно, и вполне в темпе лидеров. Это при том что часто собирается по 25-30 и более пилотов. Каждый соперник это задача, которую придется решать. Легкой жизни не ждите.
Зато интересно, море драйва и удовольствия.
Комментарий