Привет всем читателям !
Пишу эту статью для других, таких же как я, чайников - любителей автоспорта.
Профессионалы могут дальше не читать - им я не скажу ничего нового.
Смотрю соревнования Ф1 уже около 15 лет, но как-то раз приятельница спросила: "А чего ты только смотришь телевизор ? Сам бы попробовал !"
Женщина, как всегда, сказала глупость, но оказалась права.
Это действительно возможно ! Причем собственный опыт за рулем спорткара дает гораздо больше понимания при просмотре настоящих соревнований.
Первый занос, первый вылет с вращением, первый дождь на треке - незабываемые ощущения !
Но..... все по порядку:
После возвращения из Венгрии мне довелось поговорить с профессиональным гонщиком об устройстве мира автоспорта.
На это меня подвигли увиденные в Венгрии машины Рено Формула 2.0
К своему стыду, я смотрел по ТВ только гонки Ф1, смутно слышал о Ф3, остальное - только о кузовах и мотоциклах.
Как оказалось существует множество младших формул: Формула Рено 2.0, Формула Рено 3.5 (она же, Формула Рено V6), Формула Форд, Формула БМВ и т.д.
Есть немало региональных соревнований и страсти там кипят не меньшие, чем в Ф1.
Воистину: "ТВ правит миром", чего не показывают по ТВ, типа, и не существует.
Одним словом, я посидел в Интернете, нашел несколько гоночных школ. Две из них ответили быстро: из китайского Жухая и таиланского Самутпракана.
Я выбрал - Жухай, он очень недалеко от любимого мною Гонконга, да и в Гуанчжоу тоже есть дела по работе.
В общем, я решил совместить приятное с полезным.
Прилетел в Гонконг 4 сентября, заехал в два магазина за гоночной одеждой. Нуууууу очень дорогая одежда !
На самом деле, жаба душит выкладывать за маечку 200 дол.США только из-за надписи "одобрено ФИА". Но - без этого на трек нельзя.
В письме менеджер гоночной школы обещал поискать одежду в ренту, но не обещал мой размер.
Я понимал, что 56 рост 5 - не самый частый среди китайцев. Немного забегая вперед, скажу, что при Вашем желании одежду обязательно найдут.
Вечером на паром, всего час - и я в Жухае.
Гостиница вполне приличная, практически ничем не отличается от будапештского Four seasons.
Хотя вру, отличается - ценой почти 8 раз и наличием банкомата прямо в гостинице.
И все это за 450 юаней в сутки !
В гостинице очень удивило старание персонала.
Конечно, в Европах официанты выглядят (и ведут себя), как графья в десятом поколении,
НО (!) оцените историю:
я спросил на рецепшне, где можно купить местную симку ? мне предложили чашечку кофе и спросили, устроит ли меня, если портье принесет симку в течении 5-и минут ?
Каково ??? Симка обошлась около 200 юаней (900 руб). Причем связь настолько дешевая, что даже с звонками в Москву я ее не выговорил за 5 дней.
С утра в понедельник мне из какого-то пенящегося материала сделали индивидуальный ложемент в болид.
Приготовьтесь заранее - будет немного жарко при застывании материала. Лучше - сразу попросите вентилятор. Сидеть нужно минут 10.
Три тренировочных сессии по 30 минут в день: 10-10, ланч, 13-30, 15-30.
В остальное время проходят сессии кузовов и мотоциклов.
Мотоциклисты - отчаянные ребята. Снимаю шляпу - на прямой выжимают до 280 !!!
Тут сидишь в коробочке, привязанный, и то немного сцикливо. Особенно, в первый раз, пока не привыкнешь.
В команде инструктор - финн, гоночный инженер - американец.
Оба говорят на сэмпли инглиш. Даже я с моим школьным французским их неплохо понимаю.
Вся команда очень старается помочь.
Название команды не пишу, т.к. не знаю можно ли это по правилам этого сайта. Все-таки, это была бы реклама.
Впрочем, любой желающий минут за 10 в Интернете найдет ее.
Или пишите мне в личку, расскажу все без утайки.
Трек длиной около 4350, призовые пилоты проходят 1.38-1.39.
В понедельник еле-еле въехал в 2.00, вторник - 1.50, среда - 1.46, четверг - не стал рекордным, только повторил несколько раз 1.46.
И то - хлеб, ведь в среду стабильный результат был 1.48, закрепление - тоже результат.
То есть ! (для сомневающихся) : вполне возможно на первой серии тренировок ехать хуже чемпионов всего на 7-8%.
Описание трассы: очень простая и удобная для обучения.
Четырнадцать поворотов, схему смотрите в прикрепленном файле.
Советы:
- немного надувайте грудь, когда пристегивают. Ремни тянут очень конкретно - иначе на треке будете дышать через раз
- забудьте о городском вождении, газ плавно и ОЧЕНЬ быстро до пола, чтобы график усилия был похож на: __П__ ;
- при переключении передач газ не отпускайте ни на миллиметр.
- тормоз лягайте в лошадином стиле вначале, потом слегка отпускайте. Как оказалось, заблокировать колеса на 200-210 км/ч не так просто, но дальше слегка ослабьте давление на тормоз.
Примерно по такой схеме: __|\__
- обязательно попросите сначала показать телеметрию опытных пилотов с планом трассы, чтобы понять, в каких местах можно не отпускать газ
- очень внимательно слушайте инженера и инструктора, но в большей степени доверяйте своим ощущениям: ведь начало торможения перед поворотом у новичка отличается от начала торможения чемпиона метров на 20-30, а это меньше полсекунды. Головой или глазами такой интервал не поймать, только ощущениями.
- ничего не бойтесь. Машина специально сделана для гонок, колеса держат прилично, сорвать в занос на прямой - надо еще очень постараться. Иное дело повороты - здесь заносы нормальное дело, более того - слегка желательное, это говорит о вашем приближении к предельной скорости на этой траектории.
- ЗАБУДЬТЕ О ТОРМОЖЕНИИ ДВИГАТЕЛЕМ (!), т.е. не дергайте ручку переключения передач вниз сразу же при начале торможения, иначе мотор резко увеличит обороты и погорит (что стоит приличных денег).
- потренируйте заранее левую ногу для торможения, усилие должно быть около 100 кг !!! Вполне возможно при городском вождении на автомате потренироваться тормозить левой, надо только немного приподнять водительское сиденье для поддержки мышцы левой ноги.
- будьте внимательны к снаряжению: я немного прошляпил повреждение крепления стекла к шлему. В 7-м повороте стекло отлетело. При скорости около 200 - ощущения ниже среднего.
- осторожнее в дождь - заносит не по-детски.
Уфффф, принесли ланч, сейчас - пятница, скоро вторая сессия. Вечером продолжу описание процесса.
Про деньги:
- тренировочная сессия стоит 2 200 юаней, итого 3 сессии х 2200 юаней = 6 600 юаней в день. 1 доллар США = 6.8 юаней, считайте сами. (если скажете, что Вы - друг Александра из Москвы будет скидка 10-15 %, только предупредите меня, чтобы не запалиться).
- работа инструктора и гоночного инженера (для новичка просто обязательна) - 2 000 юаней в день.
- обязательный депозит перед тренировкой (на всякий случай) - 20 000 юаней.
- пробитое или протертое колесо - 1 000 юаней за штуку !
- ВНИМАНИЕ !!! превышение оборотов двигателя свыше 8 000 об/мин - 5 000 юаней ! это вполне возможно для новичка при неудачном переключении передачи вниз (надо сначала тормозить, а потом - переключаться !). Три превышения 8 000 об/мин - ремонт движка - 8 000 евро ! Но не бойтесь - при небольшой внимательности все будет Ок.
- проживание в отеле зависит от претензий 200-800 юаней. 450 - будет очень хороший отель.
- питание, опять же зависит от претензий, 50-200 юаней в день. Впрочем, около трека есть гольф-клуб со стоимостью ланча - 70 юаней, ланч на треке - 10-15 юаней.
Еще раз: очень внимательно перед тренировкой пройдите (ручкой по картинке !) по графику открытия дроссельной заслонки и нажатия тормозов с отметкой места начала торможения. Очень внимательно посмотрите на кривую усилия на педаль тормоза. Попросите инструктора прокатить Вас на какой-нибудь двухместной машине по треку для знакомства.
При небольшой настойчивости можно даже убедить инструктора проехать перед Вами на такой же машине в качестве пейс-кара, Вы будете следовать его траектории и запоминать.
Однако, внимательнее !!! Вождение одному по пустому треку и в куче - разные вещи. Как только Пекка выпустил меня вперед и попросил показать на что я способен - я от счастья улетел в гравий на втором же повороте.
Всем удачи, спортивных успехов, удовольствия !
При любых вопросах - пишите в личку.
ЗЫ: уже вечер пятницы, я откатал 5 тренировочных дней. Три первых дня - с значительными улучшениями, четверг и пятница - улучшения формы кривых торможения и разгона, небольшое улучшение рекорда на круге, но не собрал ни одного суперкруга с резким скачком результата.
Мораль: после 3-го дня наступила усталость внимания, лучше было бы 2 дня + отдых + 2 дня.
Не повторяйте моих ошибок !
Тем более, что Макао примерно в 10-15 минутах езды ! А это бывшая португальская колония (ныне особый район Китая) с бурной ночной жизнью. Есть, где хорошенько отдохнуть.
О будущем: скорее всего поеду через месяц-два на следующий трек. Пекка обещал помочь с подходящей командой.
Буду рад хорошей компании. Путешествие будет рассчитано на 7-8 дней.
Пишу эту статью для других, таких же как я, чайников - любителей автоспорта.
Профессионалы могут дальше не читать - им я не скажу ничего нового.
Смотрю соревнования Ф1 уже около 15 лет, но как-то раз приятельница спросила: "А чего ты только смотришь телевизор ? Сам бы попробовал !"
Женщина, как всегда, сказала глупость, но оказалась права.
Это действительно возможно ! Причем собственный опыт за рулем спорткара дает гораздо больше понимания при просмотре настоящих соревнований.
Первый занос, первый вылет с вращением, первый дождь на треке - незабываемые ощущения !
Но..... все по порядку:
После возвращения из Венгрии мне довелось поговорить с профессиональным гонщиком об устройстве мира автоспорта.
На это меня подвигли увиденные в Венгрии машины Рено Формула 2.0
К своему стыду, я смотрел по ТВ только гонки Ф1, смутно слышал о Ф3, остальное - только о кузовах и мотоциклах.
Как оказалось существует множество младших формул: Формула Рено 2.0, Формула Рено 3.5 (она же, Формула Рено V6), Формула Форд, Формула БМВ и т.д.
Есть немало региональных соревнований и страсти там кипят не меньшие, чем в Ф1.
Воистину: "ТВ правит миром", чего не показывают по ТВ, типа, и не существует.
Одним словом, я посидел в Интернете, нашел несколько гоночных школ. Две из них ответили быстро: из китайского Жухая и таиланского Самутпракана.
Я выбрал - Жухай, он очень недалеко от любимого мною Гонконга, да и в Гуанчжоу тоже есть дела по работе.
В общем, я решил совместить приятное с полезным.
Прилетел в Гонконг 4 сентября, заехал в два магазина за гоночной одеждой. Нуууууу очень дорогая одежда !
На самом деле, жаба душит выкладывать за маечку 200 дол.США только из-за надписи "одобрено ФИА". Но - без этого на трек нельзя.
В письме менеджер гоночной школы обещал поискать одежду в ренту, но не обещал мой размер.
Я понимал, что 56 рост 5 - не самый частый среди китайцев. Немного забегая вперед, скажу, что при Вашем желании одежду обязательно найдут.
Вечером на паром, всего час - и я в Жухае.
Гостиница вполне приличная, практически ничем не отличается от будапештского Four seasons.
Хотя вру, отличается - ценой почти 8 раз и наличием банкомата прямо в гостинице.
И все это за 450 юаней в сутки !
В гостинице очень удивило старание персонала.
Конечно, в Европах официанты выглядят (и ведут себя), как графья в десятом поколении,
НО (!) оцените историю:
я спросил на рецепшне, где можно купить местную симку ? мне предложили чашечку кофе и спросили, устроит ли меня, если портье принесет симку в течении 5-и минут ?
Каково ??? Симка обошлась около 200 юаней (900 руб). Причем связь настолько дешевая, что даже с звонками в Москву я ее не выговорил за 5 дней.
С утра в понедельник мне из какого-то пенящегося материала сделали индивидуальный ложемент в болид.
Приготовьтесь заранее - будет немного жарко при застывании материала. Лучше - сразу попросите вентилятор. Сидеть нужно минут 10.
Три тренировочных сессии по 30 минут в день: 10-10, ланч, 13-30, 15-30.
В остальное время проходят сессии кузовов и мотоциклов.
Мотоциклисты - отчаянные ребята. Снимаю шляпу - на прямой выжимают до 280 !!!
Тут сидишь в коробочке, привязанный, и то немного сцикливо. Особенно, в первый раз, пока не привыкнешь.
В команде инструктор - финн, гоночный инженер - американец.
Оба говорят на сэмпли инглиш. Даже я с моим школьным французским их неплохо понимаю.
Вся команда очень старается помочь.
Название команды не пишу, т.к. не знаю можно ли это по правилам этого сайта. Все-таки, это была бы реклама.
Впрочем, любой желающий минут за 10 в Интернете найдет ее.
Или пишите мне в личку, расскажу все без утайки.
Трек длиной около 4350, призовые пилоты проходят 1.38-1.39.
В понедельник еле-еле въехал в 2.00, вторник - 1.50, среда - 1.46, четверг - не стал рекордным, только повторил несколько раз 1.46.
И то - хлеб, ведь в среду стабильный результат был 1.48, закрепление - тоже результат.
То есть ! (для сомневающихся) : вполне возможно на первой серии тренировок ехать хуже чемпионов всего на 7-8%.
Описание трассы: очень простая и удобная для обучения.
Четырнадцать поворотов, схему смотрите в прикрепленном файле.
Советы:
- немного надувайте грудь, когда пристегивают. Ремни тянут очень конкретно - иначе на треке будете дышать через раз
- забудьте о городском вождении, газ плавно и ОЧЕНЬ быстро до пола, чтобы график усилия был похож на: __П__ ;
- при переключении передач газ не отпускайте ни на миллиметр.
- тормоз лягайте в лошадином стиле вначале, потом слегка отпускайте. Как оказалось, заблокировать колеса на 200-210 км/ч не так просто, но дальше слегка ослабьте давление на тормоз.
Примерно по такой схеме: __|\__
- обязательно попросите сначала показать телеметрию опытных пилотов с планом трассы, чтобы понять, в каких местах можно не отпускать газ
- очень внимательно слушайте инженера и инструктора, но в большей степени доверяйте своим ощущениям: ведь начало торможения перед поворотом у новичка отличается от начала торможения чемпиона метров на 20-30, а это меньше полсекунды. Головой или глазами такой интервал не поймать, только ощущениями.
- ничего не бойтесь. Машина специально сделана для гонок, колеса держат прилично, сорвать в занос на прямой - надо еще очень постараться. Иное дело повороты - здесь заносы нормальное дело, более того - слегка желательное, это говорит о вашем приближении к предельной скорости на этой траектории.
- ЗАБУДЬТЕ О ТОРМОЖЕНИИ ДВИГАТЕЛЕМ (!), т.е. не дергайте ручку переключения передач вниз сразу же при начале торможения, иначе мотор резко увеличит обороты и погорит (что стоит приличных денег).
- потренируйте заранее левую ногу для торможения, усилие должно быть около 100 кг !!! Вполне возможно при городском вождении на автомате потренироваться тормозить левой, надо только немного приподнять водительское сиденье для поддержки мышцы левой ноги.
- будьте внимательны к снаряжению: я немного прошляпил повреждение крепления стекла к шлему. В 7-м повороте стекло отлетело. При скорости около 200 - ощущения ниже среднего.
- осторожнее в дождь - заносит не по-детски.
Уфффф, принесли ланч, сейчас - пятница, скоро вторая сессия. Вечером продолжу описание процесса.
Про деньги:
- тренировочная сессия стоит 2 200 юаней, итого 3 сессии х 2200 юаней = 6 600 юаней в день. 1 доллар США = 6.8 юаней, считайте сами. (если скажете, что Вы - друг Александра из Москвы будет скидка 10-15 %, только предупредите меня, чтобы не запалиться).
- работа инструктора и гоночного инженера (для новичка просто обязательна) - 2 000 юаней в день.
- обязательный депозит перед тренировкой (на всякий случай) - 20 000 юаней.
- пробитое или протертое колесо - 1 000 юаней за штуку !
- ВНИМАНИЕ !!! превышение оборотов двигателя свыше 8 000 об/мин - 5 000 юаней ! это вполне возможно для новичка при неудачном переключении передачи вниз (надо сначала тормозить, а потом - переключаться !). Три превышения 8 000 об/мин - ремонт движка - 8 000 евро ! Но не бойтесь - при небольшой внимательности все будет Ок.
- проживание в отеле зависит от претензий 200-800 юаней. 450 - будет очень хороший отель.
- питание, опять же зависит от претензий, 50-200 юаней в день. Впрочем, около трека есть гольф-клуб со стоимостью ланча - 70 юаней, ланч на треке - 10-15 юаней.
Еще раз: очень внимательно перед тренировкой пройдите (ручкой по картинке !) по графику открытия дроссельной заслонки и нажатия тормозов с отметкой места начала торможения. Очень внимательно посмотрите на кривую усилия на педаль тормоза. Попросите инструктора прокатить Вас на какой-нибудь двухместной машине по треку для знакомства.
При небольшой настойчивости можно даже убедить инструктора проехать перед Вами на такой же машине в качестве пейс-кара, Вы будете следовать его траектории и запоминать.
Однако, внимательнее !!! Вождение одному по пустому треку и в куче - разные вещи. Как только Пекка выпустил меня вперед и попросил показать на что я способен - я от счастья улетел в гравий на втором же повороте.
Всем удачи, спортивных успехов, удовольствия !
При любых вопросах - пишите в личку.
ЗЫ: уже вечер пятницы, я откатал 5 тренировочных дней. Три первых дня - с значительными улучшениями, четверг и пятница - улучшения формы кривых торможения и разгона, небольшое улучшение рекорда на круге, но не собрал ни одного суперкруга с резким скачком результата.
Мораль: после 3-го дня наступила усталость внимания, лучше было бы 2 дня + отдых + 2 дня.
Не повторяйте моих ошибок !
Тем более, что Макао примерно в 10-15 минутах езды ! А это бывшая португальская колония (ныне особый район Китая) с бурной ночной жизнью. Есть, где хорошенько отдохнуть.
О будущем: скорее всего поеду через месяц-два на следующий трек. Пекка обещал помочь с подходящей командой.
Буду рад хорошей компании. Путешествие будет рассчитано на 7-8 дней.
Комментарий