Регламент цитировать не так интересно, гораздо любопытнее заглянуть вовнутрь болида. Вот, как раз, очень кстати появились две статьи на f-1.ru , посвященные этому вопросу.
Аэродинамическое зеркало
Технические подробности
Навряд ли может показаться, что зеркало болида Формулы-1 столь уж уникально. В конце концов, его задача предельно ясна - позволить пилоту увидеть соперников за его спиной и состояние покрышек, наличие повышенного износа или пузырения.
И основы дизайна этого элемента болида - это вопрос, насколько большим зеркало должно быть и где оно должно быть расположено. Однако в Формуле-1 редко что-либо бывает просто.
Аэродинамическое зеркало должно отвечать целому набору требований FIA. Отражающая поверхность должна составлять 150 мм в ширину и 50 мм в высоту при минимальном радиусе скругления углов 10 мм. Кроме того, зеркало должно быть расположено в соответствии с требованиями FIA, чтобы гарантировать, что пилот имеет за достаточный обзор. Этот критерий проверятся следующим образом: пилот должен прочесть текст на специальной доске, расположенной в заданном месте позади машины.
Дизайн зеркала также должен учитывать требования аэродинамики, поскольку зеркала оказываются расположенными на пути потоков воздуха, обтекающих машину. "Исходя из соображений аэродинамики, мы скорее отказались бы от использования зеркал, так что нам надо хорошо подумать, как их разместить и какую им придать форму," - рассказывает инженер-дизайнер команды McLaren Mercedes Стив Тэлбо. Поэтому все зеркала имеют аэродинамически оптимизированную форму корпуса, рассчитанную с помощью программ вычислительной гидродинамики и испытаний в аэродинамической трубе. Другим важным фактором является масса. "Поскольку зеркало расположено столь высоко в машине, вес становится очень важным фактором. Мы должны стараться удержать центр масс машины как можно ниже," - добавляет Стив.
Для уменьшения веса корпус и ножка зеркала делаются из углеродного волокна, в то время как отражающая поверхность в целях повышения прочности и безопасности делается из перспекса. Зеркала крепятся к монококу с помощью титановых креплений, поскольку они часто передвигаются и переустанавливаются на машине. Столь легкая конструкция оказывается подверженной вибрациям, вызываемым набегающими потоками воздуха и вибрациями двигателя, передаваемыми через монокок, так что во избежание дрожания и размывания изображения отражающая поверхность крепится к корпусу посредством гасящих вибрацию креплений.
Настройка зеркала для удобства пилота так же весьма ограничена. "Система настройки зеркал, как она реализована на обычных машинах, была бы слишком тяжелой, да и я не думаю, что в гонках у пилотов есть время для настройки!" - шутит Стив. На самом деле в зеркале есть небольшой винт, который позволяет провести в узких диапазонах поворот отражающей поверхности. Когда зеркало оказывается на машине, оно уже должно быть идеально позиционировано, в чем инженерам во многом помогает вся предсезонная работа.
Однако если этого недостаточно, чтобы представить всю сложность конструкции, то можно добавить, что в прошлом приходилось отдельно разрабатывать зеркала для Гран-При Монако. "Пилотам необходимо ясно видеть передние колеса, чтобы в поворотах направлять машины максимально близко к барьерам," - объясняет Стив, - "это был не просто вопрос перемещения зеркал. Их приходилось перерабатывать, что гарантировать выполнение всех критериев FIA и требований аэродинамики."
В 2002 году команда McLaren впервые сделала зеркало с двухгранной отражающей поверхностью. Такая конструкция была применена на MP4-17 и позволяла расширить поле зрения, как это делают секции мертвой зоны на зеркалах обычных машин. Жизнь в Формуле-1 редко оказывается простой, но команда McLaren Mercedes ищет все возможности решения проблем.
Техническая спецификация
Вес: 160 г/зеркало (320 г на машине)
Размеры: лицевая сторона 150мм x 50мм, глубина порядка 80 мм
Материал: перспекс для отражающей поверхности, углеродное волокно для корпуса и ножки, титановое крепление
Используется по ходу сезона: 12 наборов (по одному на каждое шасси плюс запасные), зависит от повреждений
Аэродинамическое зеркало
Технические подробности
Навряд ли может показаться, что зеркало болида Формулы-1 столь уж уникально. В конце концов, его задача предельно ясна - позволить пилоту увидеть соперников за его спиной и состояние покрышек, наличие повышенного износа или пузырения.
И основы дизайна этого элемента болида - это вопрос, насколько большим зеркало должно быть и где оно должно быть расположено. Однако в Формуле-1 редко что-либо бывает просто.
Аэродинамическое зеркало должно отвечать целому набору требований FIA. Отражающая поверхность должна составлять 150 мм в ширину и 50 мм в высоту при минимальном радиусе скругления углов 10 мм. Кроме того, зеркало должно быть расположено в соответствии с требованиями FIA, чтобы гарантировать, что пилот имеет за достаточный обзор. Этот критерий проверятся следующим образом: пилот должен прочесть текст на специальной доске, расположенной в заданном месте позади машины.
Дизайн зеркала также должен учитывать требования аэродинамики, поскольку зеркала оказываются расположенными на пути потоков воздуха, обтекающих машину. "Исходя из соображений аэродинамики, мы скорее отказались бы от использования зеркал, так что нам надо хорошо подумать, как их разместить и какую им придать форму," - рассказывает инженер-дизайнер команды McLaren Mercedes Стив Тэлбо. Поэтому все зеркала имеют аэродинамически оптимизированную форму корпуса, рассчитанную с помощью программ вычислительной гидродинамики и испытаний в аэродинамической трубе. Другим важным фактором является масса. "Поскольку зеркало расположено столь высоко в машине, вес становится очень важным фактором. Мы должны стараться удержать центр масс машины как можно ниже," - добавляет Стив.
Для уменьшения веса корпус и ножка зеркала делаются из углеродного волокна, в то время как отражающая поверхность в целях повышения прочности и безопасности делается из перспекса. Зеркала крепятся к монококу с помощью титановых креплений, поскольку они часто передвигаются и переустанавливаются на машине. Столь легкая конструкция оказывается подверженной вибрациям, вызываемым набегающими потоками воздуха и вибрациями двигателя, передаваемыми через монокок, так что во избежание дрожания и размывания изображения отражающая поверхность крепится к корпусу посредством гасящих вибрацию креплений.
Настройка зеркала для удобства пилота так же весьма ограничена. "Система настройки зеркал, как она реализована на обычных машинах, была бы слишком тяжелой, да и я не думаю, что в гонках у пилотов есть время для настройки!" - шутит Стив. На самом деле в зеркале есть небольшой винт, который позволяет провести в узких диапазонах поворот отражающей поверхности. Когда зеркало оказывается на машине, оно уже должно быть идеально позиционировано, в чем инженерам во многом помогает вся предсезонная работа.
Однако если этого недостаточно, чтобы представить всю сложность конструкции, то можно добавить, что в прошлом приходилось отдельно разрабатывать зеркала для Гран-При Монако. "Пилотам необходимо ясно видеть передние колеса, чтобы в поворотах направлять машины максимально близко к барьерам," - объясняет Стив, - "это был не просто вопрос перемещения зеркал. Их приходилось перерабатывать, что гарантировать выполнение всех критериев FIA и требований аэродинамики."
В 2002 году команда McLaren впервые сделала зеркало с двухгранной отражающей поверхностью. Такая конструкция была применена на MP4-17 и позволяла расширить поле зрения, как это делают секции мертвой зоны на зеркалах обычных машин. Жизнь в Формуле-1 редко оказывается простой, но команда McLaren Mercedes ищет все возможности решения проблем.
Техническая спецификация
Вес: 160 г/зеркало (320 г на машине)
Размеры: лицевая сторона 150мм x 50мм, глубина порядка 80 мм
Материал: перспекс для отражающей поверхности, углеродное волокно для корпуса и ножки, титановое крепление
Используется по ходу сезона: 12 наборов (по одному на каждое шасси плюс запасные), зависит от повреждений
Комментарий